a-ha

a-ha, как это начиналось…

a-ha (а-ха) — норвежская рок-поп-группа, созданная в 1982 году в Осло и работающая в стиле электро-поп, появившемся на излёте «новой волны». Музыке a-ha присущи графичный, холодноватый («скандинавский) стиль, синтезаторно-гитарноне звучание, выразительная балладная мелодика.

a-ha, как это начиналось...

По сути это трио, состоящее из

— Пол Воктор-Савой (Paul Waaktaar-Savoy; род.6 сентября 1961 года, Тонсенхаген, близ Осло; имя при рождении — Пол Гамст Воктор)

a-ha, как это начиналось...

Магне «Мэгс» Фурухольмен (Magne Furuholmen (Mags, Magne F); родился 1 ноября 1962 года в Осло)

a-ha, как это начиналось...

Мортен Харкет (Morten Harket; 14 сентября 1959 года, Консберг, Бускеруд)

a-ha, как это начиналось...

Итак дальше у меня 3 истории, на любой вкус:

Первая — короткая…

1976:  Магне и Пол, учащиеся в одной школе, собирают группу «Bridges»

1982: Пол и Магне покидают «Bridges» и едут в Лондон.

1982, 14 сентября: Обладатель великолепного голоса Мортен Харкет присоединяется к новой группе, образованной Магне и Полом. Это знаменует рождение «а-ха».

1983, 2 января: Мортен и Пол едут в Лондон, а через неделю Магне начинает заниматься поиском контракта на запись. Во время этих поисков им приходится очень туго, деньги в итоге заканчиваются и пришлось возвращаться в Норвегию, чтобы заработать снова.

1983, 1 апреля: Неутомимые возвращаются в Лондон, демо-записи a-ha в Rendezvous Studio Джона Рэтклиффа. Рэтклифф впечатлён уникальным звуком a-ha и знакомит их с Терри Слейтером, который становится их менеджером.

1983, декабрь: a-ha подписаны Warner Brothers. Они проводят свою первую пресс-конференцию 4 декабря, чтобы объявить о контракте на запись.

1984, В студии появился Джон Менсфилд. 19 октября: Первый релиз «Take On Me»; он продается в 300 экземплярах и поднимается в чате только на 137-ю строчку.

1984, 20 октября: первое появление a-ha на телевидении. Они исполняют четыре песни на норвежском шоу «Lørdagssirkus», но транслируется только «Take On Me» (в его ранней версии).

1984, 1 ноября: «Take On Me» дебютирует в официальном норвежском чарте VG-Lista.

1985 Алан Тарни берется за «Take on Me». Перемикшированная версия, которая вошла в итоге в альбом, вновь не оправдала надежд.

1985 третье издание «Take on Me», совместно с новым и инновационным видеоклипом, показали силу вокала Харкета и потенциал самой группы. Наконец-то ПРОРЫВ!

Это если коротко об основных датах и вехах в становлении коллектива….

Если чуть удлинить (средний быстрый вариант), то можно прочитать русскоязычный вариант Wiki, первая и вторая части (нужно кликнуть), как все начиналось, была когда-то переведена, добавлена и адаптирована (сокращена) как раз мной (где-то более 10 лет назад).

И наконец, 3й вариант, долгий и относительно подробный.

Для того чтобы понять откуда и как появилось это волшебное трио, через что им пришлось пройти на пути к узнаваемости, а вместе с этим и к успеху и славе, мало парты-тройки абзацев, это достаточно длинная история о стремлении воплотить свою мечту в реальность, о борьбе за нее, о вере в то, что они делают, о трудностях, которые приходилось преодолевать и о решениях, которые нужно было принимать… Поэтому предупреждаю, что чтение достаточно длинное… и предлагаю скачать немного музыки, для сопровождения чтения (обращаться в личку, дам ссыль, дабы избежать возможных авторских претензий), удобно расположится, налив рюмочку «чая», сделав бутерброд и одев «уши» (или подключив АС), включить первый трек…, надеюсь теперь будет комфортно и интересно, практически обещаю! Эта история в основном, является переводом официального повествования своего становления от самой группы с небольшими вкраплениями и добавлениями. Как и с Alphaville ее давно нет там, где находилась ранее, видимо хотят книгу издать…. зачем-то тоже испортили сайт. Не жду пятницы или выходных, нужно же еще подготовится и скачать «звук»… Как раз, чтобы успеть к вечеру пятницы или субботы, кто как любит. Да и не дай бог, еще что раскопаю…вообще вечность будет.😂

И если вы готовы, то мы начинаем….

История группы «a-ha» — это история трех норвежских парней, наделенных силой воли, идеализмом, позитивным отношением к жизни, а также не лишенных и самого таланта, в купе с удачей (а скорее настойчивостью). Это был долгий путь от формирования группы в холодном сарае в Аскере (Норвегия), и съемной квартиры в Лондоне до статуса общепризнанных мировых звезд.

Пол и Мэгс начали свой путь в музыку в юности, в возрасте десяти и двенадцати лет соответственно. Два парнишки с холмов в Манглеруде (город-район в Осло), начав с обычных рекордеров и жестяных пластин, в конце концов доросли до гитар и дешевых синтезаторов. Пол с самого начала имел большие амбиции и начал сочинять уже в раннем возрасте, от простых мелодий до рок-опер. Вместе они играли в разных группах, и между ними часто возникало что-то типа конкуренции, которая продолжалась, даже тогда, когда они наконец оказались в одной группе. Правильно организованные репетиции, как группы, начались только в старших классах. К тому времени семья Мэгса переехала в Аскер (Asker — когда-то сельский район недалеко от Осло, по нашей сути — деревня, ныне один из самых «богатых» пригородов), а родители Пола купили летний домик в том же районе. Таким образом, Аскер становится их базой для практики и прослушиваний. Пол и Мэгс образовали и стали играть в группе под названием «Bridges», вместе с Вигго Бонди (Viggo Bondi) и Квестином Йеванордом (Qystein Jevanord).

a-ha, как это начиналось...

«Бриджес» играл бескомпромиссную, иногда довольно тяжёлую, музыку и на них сильно повлияла одна из известных американских групп, а именно «The Doors», поклонниками которой были и Пол, и Мэгс.

Через какое-то время «Бриджес» стал слишком «маленькими» для Пола и Мэгса. Их амбиции «переросли» этот коллектив, который довольствовался просто выступлениями на школьных вечеринках, и как максимум собирался на гастроли по Норвегии. Они хотели соперничать с лучшими, потому что знали, что они тоже хороши. В то время как другие группы собирали деньги для финансирования собственных синглов, в 1981 году «Bridges» выпустили целый лонг-плей (LP — долгоиграющая пластинка), не с короткими, панковскими треками, а с амбициозными, почти симфоническими произведениями. Вся музыка была написана самой группой, причем большая часть была написана именно Полом.

Пол и Мэгс поняли, что им нужно сделать что-то особенное и уникальное, чтобы добиться успеха. Их музыка была настолько необычной, что они чувствовали, что должны обратиться к гораздо большей аудитории. Они хотели развивать свои идеи, а не впечатлять слушателей блестящими приемами игры на инструментах. Поэтому они забрали наиболее более простые синтезаторы и отделившись от двух других членов группы, пошли своим музыкальным путем. Проще говоря, Пол и Мэгс хотели поехать в Англию, а остальные нет. Это в конечном итоге привело к естественному распаду. Они оба постепенно поняли, что сами могут управляться инструментальной частью своей музыки и делать это просто весьма прилично. Они могли добиться нужного им звучания с помощью барабанов, басов, гитар и синтезаторов самостоятельно. Но им нужен был вокалист.

Мортен Харкет был относительно «молодым» фанатом рока, когда он впервые услышал игру «Бриджес» на выступлении в Аскер. Он был впечатлен ими и познакомился сначала с Вигго, чтобы затем было проще познакомиться с остальными членами группы. Он сразу не решился намекнуть прямо, что, возможно, он хотел бы присоединиться к ним. После одного из последующих концертов Мортен разговорился с Мэгсом, и они долго и серьезно беедовали, пока они шли почти десять миль домой от концертного зала «Chateau Neuf» в Осло до Аскера. Они обнаружили, что у них много общего: в их философии жизни, в своих творческих идеях. В то время Мортен пел в блюз/соул-группе «Souldier Blue»

a-ha, как это начиналось...

возглавляемой Арильдом Фетвейтом. Мэгс слышал о Мортене и знал, что тот хорошо пел, но прошло достаточно прилично времени после их «серьёзного разговора», прежде чем Мэгс снова связался с ним, чтобы узнать, будет ли он выступать с ними. Хотя Мортен не был достаточно счастлив в Souldier Blue, да и блюз он не недолюбливал, к тому же, по его словам, сказанным правда позже, «это было скучно и бессмысленно», но чувствовал, что недостаточно знает об этих «импульсивных существах», которые собираются испытать свою удачу за границей.

В конце концов Пол и Мэгс отправились в Лондон самостоятельно. У них был билет в один конец, немного денег, которые им удалось сэкономить, и уверенность в том, что они собираются делать! Но Лондон и «большой раз» оказались не совсем готовы к такому неопытному, но при этом амбициозному, дуэту. Единственным контактом, который у них был в Англии, была женщина, с которой был знаком Мэгс, но, к сожалению, она жила в Бирмингеме… Через какое-то время они нашли себе дешевое доступное жилье в Лондоне и перебрались туда. Однако «квартира», если бы вы могли назвать эту однокомнатную дыру квартирой, все равно стоила приличных денег. 2000 фунтов стерлингов, которые они заработали в качестве кондуктора трамвая и «заменяющего» учителя в Норвегии, улетали с большой скоростью.

Ребята разместили рекламу в Melody Maker, чтобы найти себе музыкантов для записи. Тем не менее, различные проблемы, финансовые и другие, постепенно начинали доминировать в их жизни, поэтому для музыки у них оставалось все меньше энергии. Вполне понятно, что они не получали большого отклика, когда люди слушали их, когда Пол играл акустической гитаре, а Мэгс возился с синтезатором, подключенными к их крошечному усилителю, и оба насвистывали мелодии. В какой-то момент на одну из их реклам, ответил арфист, который присоединился к ним ненадолго… Но это не привело ни к какому прорыву! А время шло. Пол проводил время в публичной библиотеке, читал и старался заниматься творчеством. Мэгс же сидел в своей комнате, смотрел телевизор и слушал радио. Наконец, он устроился на работу в паб, где зарабатывал около одного фунта в час, чтобы как-то восполнить их средства и растянуть их хоть немного на больший срок.

Это продолжалось около шести месяцев, пока многочисленные музыканты появлялись и исчезали, создавая много активности, но не принося никаких результатов. В итоге они решили вернуться домой и попытаться заставить Мортена присоединиться к ним. Однако у них к тому времени уже не было достаточно средств на перелет и им пришлось возвращаться автостопом… и почти все время шел дождь. (здесь должна играть Huntinhg High and Low :), хотя ее еще не написали в то время).

Именно поэтому путешествие обратно в Норвегию было долгим, утомительным и «влажным», и в довершение всего, они получили штраф за то, что опрокинули какой-то подъемник на автомагистрали, когда они переходили через границу в Германию. И наши юные герои точно не чувствовали себя на «вершине мира», когда они наконец летом 1982 года, пересекли Свинесундский мост, причем пешком, вернувшись на норвежскую землю разочарованными и униженными.

Но Пол не собирался сдаваться даже в этот момент. Он намеревался вернуться обратно в Лондон, как только они смогут заставить Мортена присоединиться к ним. В этот раз Мортен был гораздо более сговорчивым, так как он чувствовал, что группа, в которой он пел, находится в периоде застоя, тем более, если принять во внимание его предыдущие мысли насчет их музыки, однако и отправляться немедленно он тоже не хотел. Он думал, что они должны сначала порепетировать и записать несколько демонстрационных кассет, чтобы у них было что-то большее, чем просто желание и энтузиазм, когда они окажутся в Лондоне. После жаркой дискуссии Пол, наконец, согласился подождать пару недель, которые превратились в месяц, который затем стал двумя месяцами, перетекшими в полгода. Но они действительно неплохо использовали то время. Они взяли в аренду летний домик родителей Пола, где установили микрофоны, синтезаторы, магнитофоны, куда притащили кухонную утварь и спальные мешки. Они закрылись там, и, наконец, у них действительно начало что-то получаться. Пол записывал свои идеи на бумаге, Мэгс работал над музыкой, а Мортен пел. Да, надо сказать в Мортене они точно не ошиблись, получив в свое распоряжение обладателя голоса диапазоном в 5 октав!

Первая версия «Living A Boy’s Adventure Tale» была записана именно в то время. Что еще более важно, «Lesson One» принял вменяемую форму, став похожей песню, которая в конечном итоге станет «Take On Me» (изначально бывшая «The Juicefroit Song» — первая песня Мэгс и Пола, сыгранная Мортену). Ребята жили в «хижине» неделями. С наступлением осени стало холодать, а их финансы поизносились, даже на еду уже не хватало. Пол и Мэгс подворовывали сливы из чужих садов. Принципы Мортена не позволяли ему присоединиться к ним, но он был готов делать джем из украденных фруктов. Но результат был ужасен, джем получался кислым и горьким. Мортен утверждал, что это потому, что сливы были украдены, в то время как другие обвиняли в этом Мортена, он клал слишком мало сахара! Помимо упомянутых двух, были еще записаны: «Presenting Lily Mars»; «Na Blaster Det Pa Jorden» и «The Sphinx» — ставшая впоследствии «Train of Thought»

Они оставались в этом «сарае» до Рождества, когда стало слишком холодно, чтобы продолжать жить там. К тому времени они уже были почти готовы к «большому шагу», даже Мортен теперь был убежден, что у группы есть будущее, и не только в Норвегии. После празднования Нового года, Пол и Мэгс остались на двое суток, чтобы сделать окончательное сведение демо-лент. И 2 января 1983 года Пол и Мортен сели на паром, снова с билетами в один конец, и отправились в Англию. Мэгс присоединился к ним через неделю, так как хотел провести немного времени со своей девушкой Хайди перед разлукой.

Что сказать? Это было небольшим предисловием! Вот здесь-то и начинается фактически история группы «a-ha» (как они решили себя называть). Первоначально Пол использовал слово «a-ha» в качестве названия песни. Он чередовал «а-ха» и «а-хем» и думал, как же назвать трек. Когда Мортен, часто посматривающий в записную книжку Пола, наткнулся на название «а-ха», то воскликнул: «Это отличное имя. Вот как мы должны себя называть.» После нескольких недель привыкания к названию и проверки словарей на нескольких языках, было принято положительное решение. Они выяснили, что «а-ха» является международным способом выражения признания с позитивной коннотацией. Это было коротко, легко выговариемо и одновременно необычно.

a-ha, как это начиналось...

 

В январе 1983 года a-ha были готовы к «большому прорыву» в Англии. Они нашли потрепанную квартиру в западном Лондоне, купили «Virgin Yearbook of Rock» и «Melody Maker’s Yearbook», а затем начали звонить в звукозаписывающие компании и издательства, которые занимались авторскими правами на песни. Троица знала, чего сами хотят, и они знали, как это сделать на этот раз. Им не нужны были другие музыканты, у них было восемь песен на демо-ленте, и единственное, что им теперь требовалось, это контракт с возможностью записи в хорошей студии. «Это не должно занять так много времени, не так ли?», думали они.

Для начала все пошло не так плохо. Они договорились и встретились с человеком из Decca Record Company, который думал, что музыка была неплоха, однако и недостаточно хороша. Но никакой сделки не произошло. Затем они связались с издательством под названием «Lionheart (Лайонхарт)», которое всерьез ими заинтересовалось. Последовало несколько прослушиваний и продолжительных переговоров.

Тем временем ребята уже привыкли к Лондону и приобрели настоящий вкус к жизни в большом городе. За день до того, как они должны были подписать контракт с «Lionheart», они вышли на улицу прогуляться … и оказались с двумя итальянскими дамами в своей квартире. Девушки думали, что норвежские «мальчики» действительно милые, и были не против, чтобы познакомится поближе. А ребята же, наоборот. Мортен и Пол отчаянно пытались выйти из ситуации. (Странные! Или дамы не очень…). Стратегия Мегса заключалась в том, чтобы просто напиться! Когда бутылка опустела, и Мэгс был в состоянии приличного алкогольного опьянения, он решил взять дело в свои руки. Он побежал на улицу, чтобы поймать такси для девушек. Набрав полную скорость, спускаясь вниз, он не смог замедлится перед припаркованной прямо перед ним машиной. Так что он просто пробежался прямо по машине, приземлившись, к сожалению, прямо перед полицейским. Английский «бобби» был не в восторге, от того, что пьяный норвежец приземляется практически ему на голову! Объяснения Мэгса были проигнорированы, и как следствие, его отправили за решетку и обвинили в хулиганстве. Пол и Мортен наконец избавились от девушек и провели остаток ночи, пытаясь найти своего товарища.

На следующее утро Мортен появился в назначенное время один, чтобы подписать контракт с «Lionheart», в то время как Пол был в полицейском участке, спасая Мэгса — Он должен был признать себя виновным, чтобы его отпустили. Тем временем Мортен объяснял их отсутствие тем, что у них было много других встреч, фотосессий и т.д. Так что именно в этих хаотичных обстоятельствах был подписан первый контракт a-ha. «Lionheart» собирался управлять а-ха! Но когда Мортен ставил свою подпись в контракте, он надеялся и молился, чтобы Мэгс не был депортирован из страны, именно тогда, когда будущее группы казалось стало гарантированным.

Контракт с «Lionheart» оказался не таким прорывом, на который они надеялись. У компании не было ни времени, ни денег, чтобы плотно заниматься с группой. В то время они сами столкнулись с финансовыми проблемами и, кроме того, использовали все свое время для осуществления проектов, которые не приносили коммерческого успеха. Их единственными усилиями от имени «a-ha» состояло в том, что делалось всего несколько телефонных звонков в конце дня, после так сказать, основной работы. Наивные юнцы из «a-ha» в то же время, согласились аннулировать все свои другие договоренности, чтобы подписать контракт с «Lionheart». Так что время было потрачено впустую, и деньги группы вместе с ним.

У ребят снова начались тяжелые времена. Их квартира была популярным местом встречи для местных кошек, ну и пахло соответственно весьма специфически. Электричество оплачивалось сразу по счетчику, вставив жетон в счетчик в коридоре, появлялось электричество. Часто они просто пропускали конец телевизионного фильма, потому что монетоприемник счетчика был пуст, и ни у кого из них не было жетона для очередной оплаты. В итоге, они оказались с одной единственной лампочкой, которая все еще работала в квартире и когда один из них хотел воспользоваться туалетом, ему приходилось выкручивать её в гостиной и нести с собой в ванную комнату. Их еда состояла из домашнего хлеба, приготовленного из ингредиентов подозрительного происхождения, с солью и перцем в качестве сэндвич-наполнителей. Пол прилично потерял в весе в течении этих нескольких месяцев, да остальные, чувствовали себя ненамного лучше!

Скука и разочарование неизбежно привели к испорченному настроению и ссорам. В одном из случаев даже дружеская шутка закончилась, как полноценная драка, когда Мэгс в конце концов засунул голову Мортена прямо в окно, разбив стекло.

Мортен пытался выбраться из этой, как ему казалось, клаустрофобной атмосферы, болтаясь со своими новыми друзьями. Некоторое время он жил у Стива Стрэнджа (Steve Strange — довольно известный «товарищ», поигравший во многих коллективах, в т.ч. и в Visage, в котором он был и со-основателем- инфа здесь), оказавшим большое влияние на модную и музыкальную сцены Лондона того времени. Здесь он жил, ел и развлекался довольно неплохо в течение нескотого времени, а также был пассивным наблюдателем за образом жизни, весьма отличным от его собственного жалкого существования, хотя это продолжалось недолго.

Как закономерный итог, парни решают вернуться в Норвегию, чтобы заработать побольше денег и снова вернуться на «штурм баррикад». Они возвращаются в Лондон, сняв теперь квартиру в районе Quennsway. От «Lionheart» решено отказаться, также решено сделать несколько новых и более качественных демо-лент, чтобы попытать счастья снова. Углубившись в газеты с объявлениями, они искали объявления об аренде небольших, и соответственно недорогих, студий звукозаписи, и в итоге вышли на «Rendezvous Studio», которой управлял Джон Рэтклифф (John Ratcliff), кроме того оказалось, что это была единственная студия, в которой помимо необходимого оборудования, также была и игра «Space-Invaders», на которой настаивал Мэгс! (он еще и на чем-то настаивал!?😁😁😁 Во дает!). И все это на 7,50 фунта в час!  Они забронировали студию, намереваясь перезаписать пять песен. После пяти напряженных дней, начиная с 1 апреля 1983 года, они смогли закончить запись только двух песен. Сам Джон Ратклифф изначально не мог поверить, что им потребовалось так много времени, чтобы получить такой скромный результат, но когда он услышал, как песни постепенно начинали обретать форму, он вынужден был согласиться с тем, что результат был весьма обнадеживающим. Во время перерыва в записи Мортен сказал: «Если у этих парней в студии есть уши, они поймут, насколько это здорово, и придут, и помогут нам!» Двадцать минут спустя Джон Рэтклифф спустился к ним и сказал, что, хотя он слышал лишь немного из того, что они смогли записать, он был очень впечатлен.

a-ha, как это начиналось...

Также он посчитал, что у группы многообещающее будущее, и предложил показать эти записи одному своему, достаточному влиятельному в звукозаписывающем бизнесе, другу. И все это на основе всего двух песен!

a-ha, как это начиналось...

Как оказалось, уже в будущем, из пяти песен, которые трио планировало перезаписать, именно эти два первых трека, так и не будут выпущены. Другими тремя песнями были Take on Me, Living a Boy’s Adventure Tale и Train of Thought! В тот момент a-ha были настолько разочарованы в «Lionheart», что без каких-либо раздумий подписали предложенный контракт с Джоном Рэтклиффом. Джон, в свою очередь, представил их своему другу, менеджеру Терри Слейтеру (Terry Slater). Терри постоянно приносили новые записи, но на этот раз он понял, что столкнулся с чем-то особенным. Он попросил ребят встретиться с ним в знаменитой студии «Битлз» на Эбби-Роуд. Он одобрил то немногое, что уже слышал, но хотел услышать еще что-нибудь, прежде чем принять окончательное решение. «А не смогли бы a-ha записать еще несколько песен, пока я буду неделю в США?»

С этим пожеланием и 200-ми фунтами из плотного кармана Джона Рэтклиффа, у группы снова появилась надежда и вдохновение. Среди других песен, которые им удалось завершить на этот раз, были Take on Me и Living a Boy’s Adventure Tale. Когда Слейтер вернулся из США и послушал песни, у него отпали всякие сомнения. Совместно с Джоном Рэтклиффом, он создал компанию «T.J. Management», и наконец у «a-ha» были свои настоящие менеджеры! И надо отметить, что в последствии Терри стали называть «четвертым» членом групы!

Теперь все стало происходить быстрее, по крайней мере, некоторое время. Слейтер оказался «волосатой» рукой в музыкальном бизнесе, с контактами во всех звукозаписывающих компаниях.» Когда он обзвонил и сообщил им о своем новом «приобретении», многие обратили на них свое внимание! «A-ha» готовились в маленькой студии со своими гитарами и синтезаторами, и играли для всех, кто приходил на прослушивание. Одним из первых был Энди Уикхэм (Andy Wickham), ответственный за репертуар компании Warner Brothers в Англии.

a-ha, как это начиналось...

Ему понравилась как музыка, так и их стиль исполнения. По его воспоминаниям, он приехал в студию и увидел, как в конце длинного коридора стояли три фигуры. Когда он подошел, то разглядел трех норвежских блондинистых парней, молодых и красивых, как будто из сказки Христиана Андерсена. Вместо напряженной обстановки с «нервными и стесняющимися» исполнителями, он попал в непринужденную и занимательную атмосферу, где его взору предстали «троица, выглядевшая, как звезды кинофильмов». Ему были сыграны три песни: 1. Dot The I; 2. Living A Boy’s Adventure Tale и 3. Take on Me. Уикхэм оставался там достаточно долго, Warner Brothers были определенно заинтересованы!

Слейтер хотел сыграть, поставив самые высокие ставки, и пригласил представителей других известных звукозаписывающих компаний. Не все из них прониклись таким же энтузиазмом, как Энди Уикхэм, но только Слейтер и группа знали об этом. Поэтому, когда приблизилось время окончательного решения, Слейтер попросил своих знакомых из других звукозаписывающих компаний позвонить в Warner Brothers и спросить, подписали ли они уже контракт с «a-ha». В результате Warner Brothers увеличили свои предложения по авансу: сначала до £25 000, затем с £50 000 до £100 000 и, наконец, до £125 000. Сам контракт был заключен непосредственно с головным офисом в США.

Кому-то показалось, что испытания и невзгоды наконец-то остались в прошлом, однако это не так! Конечно жить стало легче, но…. для начала встал вопрос с продюсером и хорошей студией для записи, и это заняло время. Терри Слейтер хотел, чтобы им стал Алан Тарни, его старый друг, который творил чудеса для карьеры таких исполнителей, как Клифф Ричард и Лео Сайер. Тарни был «одиночкой», с чутким чувством музыкального стиля и скептически относился к работе с группами. Он предпочитал сольных исполнителей, потому что мог управлять музыкальным аспектом своей «твёрдой рукой» единолично. Звукозаписывающая компания предложила множество других кандидатов, со своей стороны. И выбор пал на Тони Мэнсфилда, который был экспертом в использовании компьютеризированных синтезаторов.

a-ha, как это начиналось...

A-ha понравилась идея и они согласились.

Однако работа с Мэнсфилдом продвигалась очень медленно и не особо клеилась. Они начали отставать от графика, и в музыкальном плане не все работало не в нужном ключе. Мэнсфилд взял простые демоверсии a-ha и включив «машинное» оборудование, наполнил ленты электронной «бижутерией», смикшировав все это с голосом Мортена. Это было настолько далеко от того, что «a-ha» надеялись получить в итоге этой записи, что вместе со своим старым другом Джоном Рэтклиффом парни вынуждены были заново перемикшировать весь альбом. Все это заняло время, а в музыкальном бизнесе означает «деньги». В финансовом отношении они настолько отстали от графика, что сотрудничество между Терри Слейтером и Мэнсфилдом разладилось раз и навсегда. В конце концов, альбом был закончен, «Take On Me» был выпущен как сингл в Англии,

a-ha, как это начиналось...

видео снято и отправлено на телеканалы.

А результатом всей этой активности, волнений и расприй стало – «НИЧЕГО»! Было продано всего 300 копий сингла.

Однако головной офис Warner Brothers в США не потерял заинтересованности и энтузиазма. И хотя они и были в курсе ситуации с этой многообещающей норвежской группой, но и результаты были конечно же важны! Руководители звукозаписывающей компании, и конкретно Джефф Айерофф, решили, что пора вмешаться им самим. Первое видео было отозвано и «заморожено», a-ha была предоставлена возможность перезаписать «Take On Me». Между тем, Терри Слейтеру удалось все-таки уговорить Алана Тарни спродюсировать эту песню. Ребята снова вернулись в студию, чтобы записать новую черновую версию «Take On Me». Тарни понравилось то, что он услышал, однако ему пришлось ненадолго уехать. Пока его не было, Пол и Мэгс добавили больше синтезатора, чтобы подчеркнуть свою оригинальную концепцию. Когда Тарни вернулся и услышал результат, он сказал: «Отлично — именно так и должно быть». «Хорошо, тогда мы сделаем это по-настоящему», ответил на это Мэгс. «Нет, нет — это уже сделано!», отозвался на это Тарни. В кратчайшие сроки они дописали новую версию «Take On Me», которую мы теперь все знаем и любим.

Ответ Warner Brothers был очень восторженным — и сразу же было получено добро на следующий сингл — «The Sun Always Shines On TV». Наконец и сам альбом «Hunting High and Low» был закончен, и новая версия «Take On Me» была переиздана в Англии.

a-ha, как это начиналось...

Однако лондонский офис был настолько недоволен вмешательством из США, что они абсолютно не поддержали новое издание и совсем ничего не сделали для его продвижения. Результатом стал еще один провал!

Сказать, что ребят «прибило» — преуменьшение. Три идеалиста, которые верили, что одного их таланта будет достаточно, чтобы вывести их на вершину, теперь столкнулись с таким количеством невзгод, потратили так много времени и так часто разочаровывались, что были на грани срыва. Они оглянулись на то, что потребовалось, чтобы достичь тех позиции, на которых они сейчас находятся, и людей, которых это затронуло. Джон Рэтклифф, который рисковал всем ради них, закончил тем, что развелся со своей женой, принимал таблетки и пил, и у него было такое высокое кровяное давление, что шла кровь носом только от простого разговора с кем-то. Давление на Тони Мэнсфилда со стороны Warner Brothers было таким бременем, что у того чуть не случился нервный срыв. Терри был тоже не в восторге.

Они видели, что надежды, деньги и жизнь людей расходуются впустую, и решили на некоторое время разделиться. Например, Пол полетел к Лорен в Бостон. Он предполагал, что группу «a-ha» после такого, собираются выгнать из Warner Brothers навсегда, однако, поскольку он уже был в Штатах, то решил проверить эту мысль для самого себя и позвонил им. Удивительно, но голос на другом конце трубки из Warner Brothers сказал: «Это здорово! Нам нравится «a-ha», и теперь вы наша самая приоритетная группа! У нас будет новое видео на сингл «Take on Me», и оно будет фантастическим!» В недрах Warner Brothers явно созрел новый план!

Для реализации этого плана компнаия выделяет новый бюджет. Угасший было оптимизм снова вернулся, а вместе с ним и ожидания большего. Но на этот раз ждали не зря. Снять новый клип предлагают Стиву Бэррону. Для Бэррона это был не первый опыт работы с артистами, но этот клип не был похож ни на одну из его предыдущих работ. Видео было снято при помощи анимационной техники ротоскопирования — объединения кадров видеосъёмки и мультипликации.

a-ha, как это начиналось...

По словам группы: «Это было невероятно!». Анимацией занимались Кэндис Рекинджер (Candace Reckinger) и Майк Пэттерсон (Mike Patterson). По их воспоминаниям, иногда становилось так тяжело, что рука уже практически не двигалась.

a-ha, как это начиналось...

Однако это им очень нравилось и выглядело прямо, как сказка, как приключения, и как возвращение в реальность, как будто в классическом рассказе о Золушке.

a-ha, как это начиналось...

Когда был снят и выпущен в ротацию новый, инновационный на тот момент, клип, снятый наполовину с анимацией, наполовину с «живым» видео -новый «Take on Me», ситуация наконец изменилась.

После выхода видео, с соответствующим «освещением» и продвижением, «двери» в США внезапно распахнулись, и не только в Штатах — это было сенсационно. Сингл был выпущен через три недели после видео и сразу же появился во всех чартах… и мы с вами знаем, чем это закончилось — сингл, уже дважды засветившийся, но в только норвежских чартах, стал там, на родине, №1, в Великобритании он занял вторую строчку, в Соединённых Штатах – первую, проведя в итоге 27 недель в чарте, став одним из десяти лучших синглов по итогам 1985 года в США. В итоге суммарно, в 36 странах он стал первым.

Со слов уже известного нам Джеффа Айероффа, которые были сказаны 30 лет спустя, это видео одно из самых важных видео, это, как лексикон,но в видео, одно их самых лучших за все время, оно будет отличным в любое время в любую эру. Трудно не согласится….

A-ha сделали это!

Вот так началась история этой великолепной и оригинальной группы. Согласитесь, вы не перепутаете a-ha ни с кем!

a-ha, как это начиналось...

PS: за аудио дорожкой — WELCOME!

PS2: Мужики приношу извинения за подкол. Просто дружеский легкий подкол…в 3х вариантах 😉Мне нравится «длинный». Не удержался…

PS3; Take on Me и Hunting High and Low  —  отличный трек и супер альбом, люблю слушать, но самый лучший был тогда еще впереди (ИМХО)!

PS4: Группа a-ha и актриса Тереза «Банти» Бейли познакомились на съёмках, и в процессе она очень подружилась с Мортеном Харкетом. Дружба и романтические отношения продолжались после съёмок ещё несколько месяцев, но из-за чрезвычайной востребованности группы по всему миру, Мортен и Тереза встречались всё реже, и в итоге их роман сошёл на нет.

Вот они, снова за одним столом, 30 лет спустя…

a-ha, как это начиналось...

PS5: Сцены видеоклипа были сняты в забегаловке «Кимс-Кафе», теперь она называется «Савой». Кто такие Савой? Расскажу позже, если кто не знает…

PS6:основная часть фото взята из шикарного переиздания альбома Hunting High and Low 30th Anniversary (Super Deluxe edition) и видео о съемках клипа.

a-ha, как это начиналось...

ВСЕМ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ И ПРИЯТНОЙ МУЗЫКИ!!!

9
5 7 голоса
Рейтинг статьи

Автор публикации

не в сети 2 дня

RRC

126
Комментарии: 128Публикации: 20Регистрация: 25-10-2023
Подписаться
Уведомить о
10 комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
AlexFedy
Участник
10 месяцев назад

Спасибо, прекрасная статья — интриги, скандалы, провокации!

П.С. маленько надо исправить дату рождения у Мортена, он старый, конечно, но не так 🙂
14 сентября 1059 года,

Администратор
Администратор
10 месяцев назад

Очень интересная статья, спасибо. Радует, что потихоньку увеличивается данная рубрика. Типа (Ракорд-педия)))

ValDeMaar76
10 месяцев назад

Отличный пост, шикарный текст! Спасибо большое за труд, прочитал с удовольствием!
👍🏻👍🏻👍🏻

Voha71
Участник
10 месяцев назад

Про то что есть в миру a-ha узнал только в 90-м в Германии во время службы в СА.
Хороший пост, спасибо за информацию!

NEIL66
Участник
10 месяцев назад

Изумительно. Одна из моих любимейших групп. Мне не требуется надевать наушники, чтобы послушать «Take on me», эта мелодия настолько мне знакома, что, наверное, в голове ее проигрываю без ошибок))))
СПАСИБО!!!

aupl
Участник
10 месяцев назад

Ай спасибо!!!!
А-на одна из любимейших групп.
В общих чертах их история мне знакома, но стоь глубоко я не погружался.
Очень благодарен за этот текст!

Shlioma
Участник
10 месяцев назад

Отличная статья и прекрасная группа.
Вспомнил, что давно Мортена Хакета не переслушивал- достал кассету.
Спасибо.

aupl
Участник
Ответить на  Shlioma
10 месяцев назад

А я диск! ))))

vto69
Участник
10 месяцев назад

Спасибо за интересную статью о группе А- ha! Особая благодарность за длинный текст) прочитал с удовольствием, перечитывая некоторые места по два раза!🤝

Последний раз редактировалось 10 месяцев назад vto69 ем
Gentil
Участник
10 месяцев назад

Спасибо за статью, Take on me — одна из любимых композиций!