Уважаемое сообщество – здрасте!
Сегодня пост от 30 мая 2023г.
Пока в отпуске, есть время рассказать о последних ремонтах аппаратов.
Легендарная марка Akai возникла в Японии в 1929 году. У истоков компании AKAI Electric стоял молодой и талантливый инженер Масукиши Акаи. По его идее компания должна была заниматься выпуском радиодеталей и разнообразных недорогих бытовых электротоваров, которые Японии приходилось до этого импортировать из США и Европы.
Вторая мировая война помешала быстрому развитию успешной компании. Вплоть до 1948 года мощности завода компании были заняты выполнением военных заказов. А название самой компании, означающее в переводе с японского «Красный», стало ассоциироваться не с красным цветом восходящего солнца, олицетворяющим уверенность и благополучие, а с цветом крови и несчастья. Окончание войны Япония встретила в полной разрухе. До этого процветающие предприятия были либо разрушены бомбежками, либо находились под пристальным контролем американских военных. О выпуске чего бы то ни было сложного говорить и не приходилось. Правительство Японии принимает решение о переориентации большей части военных производств на выпуск мирной продукции, с упором на выпуск радиодеталей, электрических приборов и прочего необходимого Японии оборудования. На эти годы приходится второе рождение таких компаний, как Sony, Matsushita, возникает ныне легендарная марка Sharp. Начиная с 1950 годов, руководство компании Akai делает акцент на производстве магнитофонов. Начинается экспорт продукции за пределы Японии. Первые катушечные магнитофоны производства компании Akai продаются в США под маркой Roberts . Аккуратные и не любящие рисковать японцы предпочли разделить риски с известным на те годы в Америке производителем и импортером. Успех недорогих и надежных аппаратов был невероятным. Akai из малоизвестной японской фирмы постепенно начала превращаться в японского электронного гиганта. В 1970 годы компания работает исключительно на рынке аудио- и звукозаписывающей техники, осваивая рынки стран Азии. В 1973 году марка Akai зарегистрирована в Советском союзе. На олимпийских играх 1980 года компания — официальный поставщик видеотехники. В Европе Akai появилась одновременно с созданием филиала во Франции. На 80-е годы приходится период максимального расцвета компании. В это время выпускаются самые известные модели кассетных дек и видеомагнитофонов компании. Азиатский экономический кризис 1997-1998 годов подорвал экономику Японии и серьезно повлиял на дальнейшее развитие Akai. Производство высококлассной звукозаписывающей аппаратуры было практически остановлено. Вместо этого под некогда легендарным брендом начали выпускать примитивные магнитолы и телевизоры, кассетные плееры и крайне ненадежные видеоплееры. Вся эта техника не имела к Akai ни малейшего отношения. Репутация производителя стала стремительно падать.
Мне на восстановление прислали почти легендарный аппарат — Akai GX-4000D в черном цвете
Эдакий «калаш» в мире Hi-Fi, ведущий свою родословную с модели 3000 D появившейся в 1967 году. Конструкция так понравилась производителю (очевидно, благодаря дешевизне), что на этой платформе в течение 18 лет была выпущена целая куча моделей. Akai GX-4000D стал последней и самой дорогой моделью в этом ряду. Аппарат выпускался с 1981 по 1984 год и стоил в полтора раза дороже аналогичного Akai 4000-DS MK II с пермаллоевыми головками. Technical Data • Max. coil diameter: 18 cm • Drive: 1 motor • Heads: 3 (one head each for recording and playback, 1 ferrite erasing head) • Tracks: 4 • Tape speed: 9.5 / 19 cm/sec • Overall frequency response:
o 30Hz — 17kHz ±3dB(9.5cm/sec). o 30Hz — 22kHz ±3dB(19cm/s) • Coincident frequency response: o 9.5 cm/sec: 0.25 % o 19 cm/sec: 0.15 % • Signal to noise ratio: > 50dB • External voltage spacing: • Distortion factor (1000Hz, «0» VU recording): < 2 %. • Cancellation attenuation: < 70dB • Premagnetization and extinction frequency: 100kHz • Equalization: according to NARTB • Crosstalk attenuation:
Special Features • Multiplay • Duoplay • Echo • Post-tape control • Automatic limit stop • Horizontal or vertical operation
Отличный рассказ про аппарат и историю его появления нашел тут 1 ая часть — dzen.ru/a/Xt6PL-GgwH4A_Tet 2 ая часть — dzen.ru/media/id/5e8d7047…-5ee23ced5a464f2045a2493c Ну и пособие по ремонту. Памяти Георгия Веревкина, прекрасного мастера жившего под Ригой, www.yandex.ru/video/preview/15435089855634214747 Его видео и советы по ремонту аппаратуры помогают и мне и множеству людей в сети.
Прибывший ко мне аппарат должен выглядеть так
Однако при первом этот экземпляр взгляде поверг меня в уныние…
Жизнь его не побила…, она его пинала ногами и содержала в черном теле!.. Об этом недвусмысленно свидетельствовали многочисленные потертости на корпусе
Отломанный шток соосного регулятора уровня микрофонного входа
Убитый прижимной ролик
Погнутые штоки подкатушечников (типичные свидетельства падения «лицом» вниз)
Головки видавшие на своем веку мнооогое! Стекло со следами износа – это не частое явление (как показало впоследствии ВСЕ рабочие и в параметрах ТХ!)
А головка стирания – это просто шедевр БДСМ над магнитофоном… (опять же, проверка показала, что стирает отлично!)))
Снимаю верхнюю крышку…
Паутина (без хозяина паутины )))
Снимаю заднюю крышку… Плата электроники представляет собой лунную поверхность…
Кинематика ЛПМ … (кстати отдаленно напоминает гигантский кассетник. Все собрано на одном металлическом листе)
В ЛПМ произведена полная разборка ВСЕГО механизма с мойкой ацетоном, смазкой и установкой новых роликов ЛПМ, пассика и прижимного ролика (ролик сделал Валерий из Таганрога www.avito.ru/user/0a8ee79…_from=from_item_messenger)
Как уже неоднократно отмечалось, ахиллесовой пятой этого аппарата является конструкция подкатушечных узлов с парой фрикционов, кучей шайб и пружин (в том числе лепестковых).
Все это нужно для обеспечения нужных передаваемых моментов при различных режимах работы и натяжения ленты. Работа всего этого «богатства» возможна долго и счастливо только при регулярном обслуживании. Здесь же, несмотря на видимые следы пребывания людей с отверткой, обслуживания не проводилось НИКОГДА, хоть узлы и разбирались (о чем свидетельствовало отсутствие нужных шайб и одной лепестковой пружины)))
Пришлось слегка полирнуть шток, собрать из наличия оригинальных деталей один подкатушечник, а для сборки второго перерыть ВСЕ свои запасы шайб… Лепестковую же пружину пришлось изготовить самому ))))
Ура! Весь ЛПМ собран, и работает как часики!
Плата электроники полностью демонтирована из шасси и отмыта (тупо водой из под крана, по другому было никак.(((
Потенциометры и переключатели выпаяны, разобраны, почищены и установлены обратно.
Сломанный шток восстановлен
Проверяю БП … нет питания на электронную часть… Пробит транзистор и стабилизатор параметрического стабилизатора…
Восстанавливаю, включаю, настраиваю … Собираю в оригинальный вид, записываю, воспроизвожу…
Пока длилось ожидание деталей, произошла встреча в «реанимации» ))))
Пакую, отправляю… (крышка БГ у хозяина)))))
Фото на память )))
Всем добра, здоровья, мира и достатка!
Алексей,ты,традиционно невероятно крут!шикарная работа!
Спасибо. Скоро накропаю опус про еще одного такого же. Там без слез не взгянешь.
Лёша, браво!!! Титаническое восстановление хлама в аппарат!
Благодарю Саша за оценку ))
👍
О… Медалька… )))
Шоколадная ☝
Супер!
И я рад ))
Здец,из какого .овнища приходится поднимать аппараты-БРАВО!
Да уж… Не всегда получается только поменять РТИ и настроить ((
Алексей, замечательная работа!
Спасибо 🤝
Алексей, как всегда высший бал!
Спасибо. Надеюсь понравятся и следующие описания. )))
Здравствуйте, уважаемые коллеги по интересам. Этот черный Akai достался мне по воле случая вот в таком виде, в котором Алексей его и получил. Немного о себе. Тяга к музыке и технике, ее воспроизводящей, вероятно, как и у многих появилась в детстве, теперь уже в далеких 80-х. У отца был отечественный Романтик-304 1977 г.в. (он и сейчас работает безотказно), для меня в то время предел мечтаний. Пока не зашел в комиссионный магазин. Там, как вы помните, продавали чуда кассетные заморские, привезенные ОТТУДА по неприподъемным ценам. Век CD и цифры как-то сгладил и отвлек, да и повзрослел я. Но в 2010 по воле случая мне подарили новый SANYO M-W20K с бумажным стикером на панели «beryozka». И, вот, взяв его в руки, меня как током прошибло. Я стал всепоглощающим аудиофилом. Я наивно предполагал, что являюсь одним из немногих «мамонтов». Ан нет! Насколько хватало моих знаний и умений восстанавливал технику. Круг увлеченных знакомых расширялся. То, что сделал Алексей с моим AKAI GX-4000D результат кропотливого труда, необычайной увлеченности и любви к своему хобби. Низкий ему поклон. Золотые руки и качественные знания ценились всегда. А если мастер еще и с большим сердцем….!
Благодарю за добрые слова! Надеюсь, что аппарат будет служить верой и правдой даря радость. Только это и стимулирует меня заниматься ремонтом. Ну и добро пожаловать в клуб! ))