Erasure (/ əˈreɪʒər/. Эрейже) — английский синти-поп дуэт, образованный в Лондоне в 1985 году, состоящий из ведущего вокалиста, автора песен Энди Белла и продюсера, автора песен и клавишника Винса Кларка. Давайте начнем, как и в прошлый мой рассказ, с личного, почему и как состоялось мое знакомство и откуда началась эта история у меня, заодно и разнообразим… Конечно первым был не Erasure, а первым был Depeche Mode! Да и не Depeche Mode, а скорее итальянцы, а если серьезно, то боле-менее серьезное увлечение музыкой началось с тяжелого рока, Accept или Twisted Sister (кстати слушаю до сих пор обе группы), кто был первым не помню. Короче говоря, был когда-то металлистом, клепки и все такое, даже устроил раз металлическую дискотеку, то еще действо… 😱😱😱. Чего только не слушал… Ratt, Manowar, Angel Dust, Running Wild, ну и конечно Iron Maiden с разными Бон Джови, Арией и Металликой… Хотя я до сих пор и слушаю это направление, но как-то попробовал послушать самые тяжелые той поры, не смог, об Angel Dust и думать страшно! 😂 А вот потом появился Alphaville (почитать можно здесь)…девочки (ссылок не дам), Depeche Mode, дискотека и «понеслась душа» в поп электро направлении! Впервые услышал я их еще в школе, но не обратил особого внимания, в то время больше «рулил» Депеш, потом услышал Camouflage, который поначалу многие, в 1988-м, путали с DM, и только после познакомился и с Erasure. Вот «помотало»-то меня…ужасТЬ. И если Камы «отложились» в сознании, причем очень хорошо, и имеется весьма неплохая коллекция, то Erasure поначалу практически не оставил сколь заметных следов, до тех пор, пока не услышал их «Love To Hate You». Конечно многие слышали этот хит 91-го года, он как раз пришелся на мои первые студенческие годы, и в именно в институте, на «картошке» (думаю, не я один бывал на таком мероприятии), познакомился с таким же, как и сам, студентом с соседнего потока, увлеченным музыкой… Изначально сошлись на почве электронных «музыкальных записей», став впоследствии товарищами на годы. В то время как раз потихоньку начинали править бал CD-диски, центром притяжения была всем известная «Горбушка»… Но, как водится, студенты в основном, народ небогатый (ну в те времена основная масса была такой), вот и мы с ним, посещая «горбушку», решили разделить увлечение электронной музыкой, он стал собирать Depeche Mode (потом появились The Prodigy и пару других проектов), а я пополнял коллекцию Erasure и Alphaville, затем «всплыл» Самоuflage, а когда уже отучился и стал работать «по полной», к ним уже добавились New Оrder, Devision, Jarre, Pet Shop Boys и иже с ними, потихоньку перекочевавшие с кассет на СД-диски, но тогда это было деление в основном на DM vs Erasure. Соответственно записывали друг другу на кассеты… И именно он «открыл» мне такой вид музыкального издания, как сингл, надо отметить, что это весьма и весьма специфический вид музыкального продукта, не всем «заходит», даже усугубил бы, вообще не заходит большинству! Не всегда интересен и в музыкальном плане (хотя и альбомы, что уж греха таить, также бывают отстойными), но все же лично мне они чаще нравились, и до сих пор некоторые, что называется, «цепляют». Это больше касается электронных и попсовых групп, роковые синглы – это конечно вообще «вещь в себе» и для меня, хотя иногда бывает удобно, когда тебе нужен именно этот единственный трек. Многие так и говорят про них (синглы): «Что за хрень, одна песня…». Кстати, одной из первых массовых таких «хреней», еще в Союзе, стало издание «Personal Jesus» от DM. Поначалу все бегали, переписывали и говорили – новый диск депешей. 😂😂😂 Уже сейчас я немного поостыл в этом плане, да и сами синглы, в своем большинстве, стали, что называется, «на отвали» — один-два трека, да и те в основном цифровые. А раньше «гонял» их даже чаще оригинальных версий. О чем это я? А! Вспомнил! В общем с подачи товарища и по итогу наших поездок, а также дальнейшего собирательства, у меня сложилась вот такая небольшая коллекция CD-дисков Erasure…
Итак, давайте знакомится с коллективом, тем более наше поколение, как упоминалось вначале, должно хорошо помнить известную песню «Love To Hate You”! Откуда же появился этот Erasure, с чего все началось? Что это за электронная попса?.. Сразу стоит оговорится… да, это далеко не Pink Floyd, здесь нет таких хитросплетений и скандалов, нет такой упертости и деспотичности одного из членов коллектива, нет такой супер известности, даже в «мире поп-музыки», хотя они и весьма популярны, и это не Alphaville, если касаться разнообразия и хитросплетения в музыке и поэзии, и их последующей трансформации (хотя не факт), и не Depeche Mode, если смотреть на то, как менялся тот же музыкальный стиль, тексты и приходила супер-пупер-мега популярность, и не Жарр, Милен Фармер или те же Флойды с их масштабнейшими шоу-концертами, хотя если только шоу, некоторые скажу: «Еще какое шоу!» ха-ха, шучу. Но тем не менее, вместе Винс и Энди образуют один из самых успешных и популярных музыкальных дуэтов всех времён, достаточно известный и главное, имеющий свой узнаваемый стиль. Их сочетание душевного, напыщенного вокала Энди и где-то замысловатых, и где-то даже гениальных синтезаторных аранжировок Винса, вместе с его чутьем на традиционное поп-написание песен, а также их театрализованные живые выступления, завоевали сотни тысяч поклонников, не говоря уже о нескольких мультиплатиновых альбомах и многочисленных попаданиях в чарты. За время своего существования дуэт продал более 40 миллионов своих записей, а это кое о чем говорит. В разных источниках, разные цифры, где-то сказано 25 миллионов альбомов, но это только альбомы, да и утверждалось это еще 10 лет назад…
Итак, Erasure начался прежде всего с Винса Кларка, как основателя коллектива. Винсент Джон Мартин родился 3 июля 1960 года в Саут-Вудфорде, графство Эссекс.
Позже он переехал в Базилдон, в том же Эссексе. В школьном возрасте мама отвела Винса учится играть на скрипке в музыкальную школу, куда он послушно ходил каждое утро субботы на протяжении нескольких лет, правда ничего путного, по словам Винса, особо не получалось. Следующее, куда его «занесло», это в клуб игры на гитаре при школе, вот тогда-то, по его воспоминаниям, и появился первый реальный интерес к музыке и уже зная немного музыкальную теорию, он стал пытаться играть на слух. Свою первую песню Винс написал в пятнадцать лет, его товарищ по игре на гитаре сочинял и настоятельно посоветовал и ему тоже попробовать. С тех пор он и сочиняет… 😎… никак не остановится. В конце 70х, вместе со своим одноклассником Энди Флетчером он создал группу «No Romance in China», где он был вокалистом и играл на гитаре, а Флетчер отвечал за басс-гитару. В 1979 году, Кларк с друзьями играет в группе «PLAN». А в 1980 году, после распада «Plan», Кларк и Флетчер сформировали команду «Composition of Sound». В то время Кларк был очарован музыкой OMD (вот оно как! Не только Alphaville вдохновились этой группой), также влияние оказали Human League и другие электронные коллективы того времени, и он постепенно увлекается игрой на синтезаторах. Bскоре к ним присоединился Мартин Гор. Прошло совсем немного времени и Кларк с Флетчером совсем отказались от гитар и полностью перешли на синтезаторы. Помимо этого Кларк также отвечал и за вокал, пока к группе не присоединился Дэйв Гаан, который покорил Кларка исполнением песни Дэвида Боуи (и тут без Боуи не обошлось). Сам коллектив был переименован в «Depeche Mode». В это же время он берет себе сценический псевдоним Винс Кларк. Как итог, он стал основным автором песен новаторской на то время группы, будущих титанов электропопа и синтипопа — Depeche Mode!
Позднее Кларк, став достаточно известной и влиятельной фигурой, на протяжении двух десятилетий «присутствовал» на крутых клубных сценах, где игралось все, начиная с раннего техно до электроклэша. Его ремикс трека «Writed For Luck» от Happy Monday’s выпушел в 1988 году и был отлично принят, а его ремиксы композиций «Betty Boo» и «Simple Minds» только добавили ему авторитета. Кларк также обрабатывал творчество легенд гленн-попа из Лос-Анджелеса «Sparks» (есть такой трек и он мне очень нравится. Как сам по себе, так и ремикс от Кларка), индустриальных громоподобных Nitzer Ebb, а также и других культовых техно-талантов. В свою очередь песни Erasure были ремикшированы исполнителями культового хауса и техно, в том числе Little Louie Vega, William Orbit-ом, LFO, Beatmasters и The Orb. Между тем самостоятельные проекты Винса на протяжении многих лет, включая ключевой эталонный архив синтезаторных звуков для таких же коллег-программистов, нахально названный «Lucky Bastard», и пара известных альбомов волшебных эмбиентных композиций, записанных совместно с Мартином Вейером (Martin Ware) из «Heaven 17», только прибавили ему признания. Он и сейчас участвует в различных проектах, как совместных, так и в сольных, ну и не забывает про ремиксы. Отвлеклись немного… Итак, как мы теперь в курсе того, что Винс Кларк изначально стал известен, как один из со-основателей неизвестной когда-то группы Depeche Mode. Почти все песни первого альбома «Speak&Spell» были написаны непосредственно им самим, соответственно и три выпущенных сингла вышли из-под руки Кларка, среди прочих, всем известный хит Just Can’t Get Enough (фото сингла), сразу попавший в ТОП-10 чарта Британии.
После ухода из DM (темная история о том, что Кларк со своим «попсовым» уклоном не сошелся во мнениях с остальными участниками коллектива, стремившимися к более «темным материям»). Винс создал довольно успешный дуэт с певицей Алисон Моует (Alison Moyet) под названием Yazoo (в Штатах он назывался Yaz).
В 1982-83 гг. дуэт выпустил два «лонг плея» и распался, Алисон начала свою сольную карьеру.
Далее последовала пара коротких проектов, первый «The Assembly» с продюсером Эриком Редлиффом и Фэргалом Шарки (Feargal Sharkey) в качестве вокалиста, а после второй, совместный с Полом Куином (Paul Queen). Однако они полноценного успеха не принесли и Винс размещает в музыкальной газете Melody Maker объявление о прослушивании.
Начался поиск нового солиста-вокалиста. Прослушав 40 кандидатов Кларк был уже, если не в отчаянии, то уж точно сильно расстроен. «Энди Белл, неизвестный 20-летний паренек из Питерборо, который до этого продавал обувь и пел в группе «The Void», был в очереди 41-м нервным молодым человеком, надеющимся пройти прослушивание». Тут хочется отметить, что в различных источниках информация по поводу того, каким он был в очереди, чем занимался разнится и нигде нет полной внятной истории, каждая история или была сокращена, или давала неточные, какие-то свои, факты… Где-то считается, что Энди был 42-м в очереди, где-то указано, что 36-м, причем даже в официальных буклетах указана пара разных цифр. Также упоминается, что Энди был не продавцом обуви, а работал мясником! В каких-то «четвертых» говорится, что было не прослушивание, а кандидаты присылали демо-записи на кассетах, хотя в объявлении было четко указано – NO TAPES! Чтобы не обмануть уважаемое сообщество и себя, пришлось часть фактов перепроверять, перечитывая интервью, т.е. черпать из самого что не есть, первоисточника. Надеюсь, что хоть они напечатаны верно… 😎😎😎 …хотя? Теперь немного узнаем и об Энди Белле. Как выше сказано, он родился в Питерборро, при рождении получил имя Андрю Айван Белл (Andrew Ivan Bell), он был первым из шести детей в семье. Со слов Энди родители постоянно составляли какие-то сборники и записывали музыку с трансляции чартов, а он всегда слушал ее и напевал, по его мнению, у него был отличный музыкальный слух с самого детства. В средней школе он еще сильнее увлекся музыкой и стал петь в школьном хоре. Со временем Энди начали нравится, такие группы, как Japan, Siouxsie and The Banshees, Yazoo и Blondie. Что касается его работы, то стоит сказать, что Энди действительно устроился подрабатывать на мясной завод, но был он упаковщиком, что не отменяет и его следующей работы. Будучи молодым человеком, увлеченным музыкальной карьерой, Энди переезжает в Лондон и присоединяется к группе The Void, и чтобы как-то сводить свой платежный баланс, действительно подрабатывает и продавцом женской обуви. Ну теперь давайте вернемся к истории знакомства Энди и Винса. В одном из повествований эта история выглядит так: «К счастью для Энди, предыдущие кандидаты, были просто-напросто «мусором» и поэтому Энди практически сразу получил от Винса предложение о сотрудничестве, став одной из половин группы-дуэта «Erasure», таким образом сделав «свой первый «рубиново-скользкий» шаг по желтой кирпичной дороге на пути к поп-известности». Что является небольшой ложью и правдой одновременно. Позже сам Винс так рассказывал об этом: «Это было действительно очень трудно. Я и Флад (Flood) сидели и прослушивали кандидатов. В студии им предлагалось спеть 2 песни и давалось 10 минут на ознакомление, а затем нужно было сразу спеть 1 раз под запись. Хотя и были кандидаты с хорошими вокальными данными, однако никто из них просто не подходил под наше представление, каким должен быть голос солиста, им не хватало энергетики и искры, и как только Энди открыл свой рот, я сразу понял, что это тот, кого мы искали!» Со слов же Энди, он был очень напуган, и когда он заговорил с ними, то ему вообще ответили, что набор на прослушивание закончен и если они не найдут никого, то тогда перезвонят ему. «Но у меня было чувство, что они перезвонят мне, однако я постарался выбросить это из головы. Когда зазвонил телефон, я знал, что это они и он сказал, что это Винс Кларк, и я был действительно взволнован, и я очень нервничал, что сотня людей до меня провалилась» — вспоминал он впоследствии. Также позднее выяснилось, оказывается ранее Энди видел Винса, играющего в «Space Invaders» в лондонской студии, и почувствовал, что в будущем их ждет совместная работа. «У меня почти было такое чувство», говорит Энди. «Я знал, что буду работать с Винсом». Еще немного отвлечемся, как и в истории Флойдов, да наверное и не только их, и здесь тоже достаточно много переплетений… очередной «связью» в мире звукозаписи стал Флад. Так, между прочим, он принимал участие в записи альбомов U2 – The Joshua Tree, Achtung Baby и Zooropa, продюсировал Depeche Mode, и именно он записывал их супер альбомы «Violator» и «Songs of Faith and Devotion», также в его списке «Analogue» от a-ha… Он работал с такими исполнителями, как 30 Seconds to Mars, Гэри Ньюман, Soft Sell и многими другими… а начинал курьером в звукозаписывающей студии, как вам?
Продолжим… После того, как Энди стал частью коллектива, и компания Мьют (Mute Records) выделила для записи одну из студий, началась работа над новым материалом. Хотя Белл и был принят, все равно, как говорит Энди: «Я был очень застенчив в студии. Я даже не мог с ним поговорить. Я не мог поверить, что был там. Я просто чувствовал, что у меня была огромная слепая вера в самого себя, но я также думал, что возможно я недостаточно хорош, чтобы заполучить это место».
WONDERLAND
«Who Needs Love Like That» — становится первым синглом дуэта. Текст песни является отсылкой к разрушительным любовным отношениям, в которых главный герой спрашивает «Кому нужна такая любовь?» Действие музыкального видео происходит в макете вестерна, где снимались сами Кларк и Белл, а также различные актеры массовки, одетые как ковбои. И Белл, и Кларк играют по две роли сразу, и ковбоев, и женщин из кордебалета.
Вторым становится трек «Heavenly Action». Как рассказывал Энди: «Когда мы делали фотографии для альбома на чердаке, мы наткнулись на старые книги, в одной из которых была история оловянных солдатиков, поэтому мы использовали её для обложки сингла. Это как бы соответствует идее сказок, которая есть в альбоме.» Для съемок видео был сделан макет, как будто ты оказываешься на одной из своего рода планет Флэш Гордона (герой комиксов, борец со злом), и кроме Энди, Винса и злодея, все остальные участники клипа, были детьми. По словам Бела: «Большинство из них вели себя действительно скверно, пока мы занимались съемками». Наконец выходит их третий сингл: «Oh L’amour», который стал первым совместным треком дуэта в плане авторства. По воспоминаниям Кларка, к тому моменту, как они с Беллом, стали работать вместе, половина песен уже была написана. И вот с «Oh L’amour» началось их совместное творчество. Идея и название принадлежат единолично Энди, а мелодия осталась за Винсом. «Это была одна из первых песен, которые я написал в соавторстве с Энди» — вспоминает Винс. «Это как раз было время стиля Hi-NRG, и была одна из таких групп в стиле Hi-NRG, записывавшаяся наверху в студии, в которой находились в то время и мы. Мы выходили за пределы их пультовой и слушали, что же они делали со своими «колокольчиками» (инструментами). И мы пытались подражать некоторым командам и были довольно увлечены тем, чтобы сделать записи более танцевальными, т.к. всегда больше заводит то, когда ты на концертах исполняешь танцевальную музыку, нежели поешь баллады». НО…все три сингла Erasure в Великобритании стали коммерческими неудачами, хотя третий и подал «признаки жизни», «Oh L’amour», хорошо приняли в Австралии и нескольких европейских странах, особенно в Германии, где он вошел в Топ-16 и во Франции, где до сих пор остаётся единственным на сегодняшний день хитом Erasure, попавшим в чарты вообще. В 2003-м году «Oh L ‘amour» была переиздана в слегка обработанном виде и все-таки достигла топ-20 хит-парада Британии. Упс…забегаем вперед… Дебютный студийный альбом «Wonderland в основном был записан в том же 1985 году, а выпущен уже в июне следующего 1986 года. И хотя он в Великобритании достиг только топ-75, он стал успешным в Германии, попав в топ-20. В Штатах альбом был издан с измененным трек-листом, к которому была добавлена ремикшированная версия «Oh L ‘amour». Вообще «Штаты» — это отдельная «песня» и частенько, альбомы, и особенно синглы, выходят там в несколько ином виде. Но уже тогда вся серия записей у Erasure стилизовалась в одном ключе:
Кроме упомянутых выше синглов, на альбоме можно услышать пару прекрасных синти баллад, «Reunion» и «Love Is a Loser»… И уже на своем первом альбоме Винс и Энди начали искать свой оригинальный стиль и направление, чтобы саунд (звук) Erasure был индивидуален и узнаваем. В этом же году последовала серия «студенческих» туров (по клубам и колледжам Британии).
Энди уже тогда выходил на сцену в клоунском наряде. Как вспоминали участники дуэта, частенько им приходилось выступать перед очень небольшой аудиторией, иногда буквально в десяток человек, и при этом, которые ранее никогда их не слышали, т.к. по радио в то время Erasure практически «не крутили». Это обстоятельство стало своеобразным вызовом, выступать перед аудиторией, которая тебя не знала и не слышала, но которая к концу выступления уже танцевала и тогда только это уже казалось победой! Эти выступления и принесли первые «плоды», популярность к дуэту потихоньку начала приходить, смягчились и комментарии в прессе. Например журнал Record Mirror после одного из выступлений написал: «Как интимная вечеринка в компании «машиниста» Винса Кларка и Энди Белла, демонстрирующего свой прекрасный вокальный диапазон, это было прекрасно. Хорошо отрепетированные элементы спонтанности и одна из порванных струн Винса, послужили напоминанием, что все это не было запрограммировано заранее. И конечно было достаточно хорошей танцевальной музыки, подобно «Who Needs Love Like That» и «Heavenly Action», которые выглядели наиболее популярными». Или описание от небезызвестной NME после выступления в клубе «Heaven Club»: «Оставаясь твердо на стороне легковесов, никогда не обращаясь к тому ужасному синтезаторному року, который был в моде год назад, каждая нота и каждый бит, исходящий из его маленькой «коробочки трюков» был таким же откровенным и кристально чистым, как и первый сингл Mode (прим. Имеется ввиду Depeche Mode). еще один успех в руках у нашего Винса? Ну, может быть, проблема здесь в том, что фронтмен, Энди Белл, хоть и является обладателем прекрасного фальцета, но действительно не имеет определенных личных достижений (в отличие от Moyet, или Sharkey, скажем), и это возможно стало небольшим сдерживающим фактором в их сегодняшнем состоянии…». Также временами происходили и казусы. Как говорил Белл еще в 1986 году в одном из интервью — «Название на самом деле ничего не значит, но это может означать стирание. Мы однажды сделали запись для «Радио 1» и «Erasure» было написан на коробке, но когда мы вернулись туда на следующей неделе, то оказалось, что кто-то стер ленту, так что мы вынуждены были записать все заново». В конце того же года Винс рассказывал другую историю: «…единственный раз, когда мы оба были сражены наповал толпой, это когда мы снимались в телепрограмме в том действительно непонятном городе в Италии… они думали, что мы «Bronski Beat». Зрители скандировали Bronski Beat! Bronski Beat! И мы даже не удосужились сказать им кто мы.»
THE CIRCUS
Время шло и вот, в конце 1986 года, выходит их четвёртый сингл «Sometimes» (как его еще назвали 2м именем – «Ода желанию»), который наконец получает признание и в родной Великобритании. Песня достигла 2 места в Британии и Германии, и провела довольно долго в топ-40 чарта страны, положив начало достаточно продолжительной истории попадания «заглавных» хитов дуэта в чарты. «Я думаю, вероятно, с началом нашего соавторства, и начались изменения. «Sometimes» стал большим хитом, был одной из тех первых песен, которые мы писали вместе и я думаю, что именно это открыло мне «шлюзы», говорил позже Энди. С тех пор они стали элитарным дуэтом.
«Родительский» альбом «The Circus», вышедший в марте 1987 года, стал своего рода катализатором роста популярности дуэта, достигнув 6 места в чартах и став платиновым в Великобритании. Далее было выпущено еще три сингла: «It Does ‘t Have To Be», «Victim of Love» и «The Circus». При этом сам альбом оставался в хит парадах более года! Именно в этом альбоме Erasure впервые продемонстрировали свой стиль, свой классический теплый звук «аналоговой электроники» с многодорожечными записями вокала, с выделяющимися акустическими гитарами, афро-латинскими ударными, а также другими экзотическими инструментами. В этом альбоме Энди внес уже более серьезную лепту в его создание. Приятная «It Does ‘t Have To Be» стала вторым синглом и открывает альбом, это песня, где Энди отвергает нежелание своего партнёра рассказать о нем, как возлюбленном. Это попытка продемонстрировать то, что люди с нетрадиционной ориентацией должны чувствовать себя достаточно свободными, чтобы жить открытой жизнью без страха. Далее идет популярная среди фанов, «Hideaway», которая показывает, почему многие такие люди нервничают из-за страха отторжения. Закомплексованный своей семьей и друзьями, мальчик в песне (которую может быть Энди поет из своего личного опыта так, как некоторые песни поются с точки зрения первого лица), отправляется в духовное путешествие, где он жаждет, чтобы его семья приняла его таким, как он есть на самом деле. В одном из ревью про трек «Spiralling» было сказано: «Spiralling» была написана Богом, как благодарность за «Oh L’Amour»».😍😍😍 Четвертым синглом с альбома становится «The Circus», вышедший аж на трех 12-ти дюймовых пластинках (естественно была и 7-и дюймовка), а в Штатах как водится – свое издание, им хватило одного винила. Песня была отходом от поп-версий шести предыдущих синглов, создавая более темповое и меланхоличное настроение. По сути, это синти-поп трек, где музыка акцентируется акустической гитарой и постоянным подыгрыванием на аккордеоне. Текст песни затрагивает социальные вопросы, редкие для дуэта, и в центре внимания находятся жалобы «работающих мужчин», чьи «радостные» фьючерсы и ценные бумаги скатываются вниз в современном мире жадных корпораций и технологий. Характерное и необычное звучание песни, как считается, было предложено Беллом, после того, как он послушал запись, которая воспроизводилась задом наперед. Для сингла песня была сокращена с альбомных 5 с половиной минут до 3:50, что быть более подходящей для радиостанций. В клипе на песню «The Circus» Джерри (Jarry Chater – режиссер), «вклинил» горьковатый политический подтекст эпохи Тэтчер, включив в процессе монтажа виды разваливающихся приморских городков, потрепанных ярморочных площадей и заброшенных верфей. В Британии и Ирландии песня достигла шестой строчки, в Дании – 7ой. Также хочется отметить, что помимо музыкальной составляющей, само оформление альбома и синглов, были весьма стильными и художественными. По моему мнению, до сих пор одни из лучших, наряду с оформлением серии 1994 года. Хотя все альбомы и синглы группы всегда «стилизовались» в одном ключе и были подвержены единой тематике. Помимо выше указанных альбомов, были и другие, весьма неплохие, но эти 2 — однозначно лучшие, особенно учитывая отсутствие «продвинутых» компьютерных технологий в те времена.
В том же году состоялся их первый международный тур, их концерты «явились триумфальным объединением неизменного поп-величия и возмутительного поведения». Здесь нужно отметить тот факт, что Erasure стали одними из первопроходцев не только в музыке, но и в сексуальной политике. Энди присоединился к небольшому, но очень значимому «фронту» всемирно известных и открытых гей-поп-фронтменов во времена интенсивного гомофобного климата администрации Маргарет Тэтчер, с ее настойчивой пропагандой «семейных ценностей» и компаниями «ненависти» в статье 28 (о запрете рекламы гей ориентации). Хочу сказать, что тут я на стороне Тетчер, хотя и отношусь достаточно нейтрально. В те годы концертов Erasurе я еще не видел. И хотя слушаю Erasure с удовольствием, но смотреть некоторые их шоу для меня …, в общем не нравится мне, когда Энди «наряжается» уж в слишком откровенные «борцовские» наряды, а то и похлеще. Как говорится в одном известном фильме:
Хорошо, что не всегда так. Но сам Винс так охарактеризовал то, как они выглядят на живых выступлениях: «На сцене мы можем быть совсем разными. Энди — яркий шоумен, я типичный жалкий исполнитель на синтезаторе.» Иногда через чур яркий (ИМХО). В декабре 1987 года, когда клубная культура только становилась мейнстримом, Erasure снова оказались «на коне» впереди всех, выпустив искрометный ремиксовый сборник «The Two Ring Circus».
Используя миксы от хаус-иконы «Little Louie Vega», продюсера группы Флада и самого Винса, подтвердив свое звание, как передовой техно-поп-хит-машины. Когда их спросили, как изменилась их жизнь после успешного «Sometimes», то они дали примерно одинаковые ответы, сказав что почти никак, т.к. им было просто некогда осознать это, они так сильно были заняты работой так, что банально не было свободного времени даже подумать об этом … Привирают конечно, это придало им не только уверенности, но и помогло почувствовать некоторую финансовую свободу, но факт – «звезду» не словили, было действительно некогда. И конечно ребята снова отправились в концертное турне, теперь уже более серьезное и более насыщенное, которое включало не только родную Англию, и уже имело свое название — «Live at the Seaside».
THE INNOCENTS
Третий студийный альбом «The Innocents» с изображением на обложке альбома витража Святого Иакова и Карла Великого в Шартрском соборе (Chartres Cathedral), вышел в апреле 1988 года. Спродюсированный Стивеном Хейгом, именно этот альбом сделал Erasure суперзвездами в их родной стране и стал прорывным в США. Как вспоминал Энди: «название альбома пришло из ниоткуда к концу процесса записи… Это просто слово-описание». Позже отвечая на такой же вопрос, откуда взялось такое название «Невинные», Кларк сказал, что «Энди приперся в студию уже с этим названием и он понятия не имеет кто такие «невинные». Но точно не мы!». Энди же ответил, что «в этом есть религиозные подтексты. И для него «невинные» — это кроткие, те кто унаследуют землю». ((I suppose it has religious undertones. For me the Innocents are the meek whose who will inherit the earth.) Графику к альбому и синглам делал начинающий дизайнер-фотограф Пол Кера (Paul Khera, хотя может читаться «х»), который только-только представил свое резюме — портфолио в компанию Mute Records, а сам фактически еще учился в колледже. «The Innocents» стал его первым проектом в мире музыки.
Предваряющий альбом сингл «Ship of Fools» вышел в феврале 88-го и добрался до ТОП-10, заняв в нем 6-ю строчку. «Ship Of Fools» — прекрасная песня», говорит Энди. «Она была написана в доме Винса в Холланд-Парке. Прямо в столовой, он достал гитару и сразу же придумал мелодию. Это была одна из тех песен, которые писались сами по себе, не нужно было так сильно «колдовать» над словами, потому что они просто сразу же присоединялись к самой мелодии». Сделать ее первым синглом рекомендовал Даниэл Миллер (Daniel Miller).
Как сказал Ян Гиттинс из Мелоди Мейкер: «Это необычный хайэнерджи трек от Erasure. Пронзительно вызывающий вокал Энди Белла, бегающий то вверх, то вниз с радостным ликованием и очевидным утомлением. Но здесь, они вступают в контакт. «Корабль дураков» сильно цепляет, это как комок в горле, за который цепляется все вокруг, потерянный в многообразии звуков о сожалении и скорби. Хотя не совсем понятно о чем они поют, меня это вовсе не беспокоит. Это очень трогательно». Как только альбом вышел, он тут же «взобрался» на вершину, первое место в Великобритании и вернулся на неё снова через год – 2 января 1989, став дважды платиновым. «The Innocents» стали первыми в ряду альбомов группы, занимавших первое место в Великобритании, с продажами свыше 600 000 копий. Благодаря постоянной ротации на MTV, он также принес пару хитов в Billboard Hot 100 и Топ-50, и попал в список альбомов Billboard 200 и Platinum в США, со «скорбящей» электро-балладой «Chains of Love» и возвышенным электро-соул треком «A Little Respect». Кстати Винс не хотел так называть трек «A Little Respect», т.к. у Ареты Франклин была весьма известная песня «Recpect», но Энди сказал: «Не беспокойся об этом. Мне нравится, когда задумки и мысли переплетаются». «И мы сделали видео таким, чтобы в нем было отражено каждое спетое нами слово. Это было весело».
«Chains Of Love» стал первым синглом с альбома в Штатах и позволила Erasure впервые ощутить «вкус» серьёзного успеха в Америке, а сама песня завоевала престижную премию ASCAP. Это танцевально-ориентированный синти-поп трек с фирменным аналоговым звучанием от Кларка и стихами от Белла о разрушении любых ограничений или стереотипов того, какой должна быть любовь. Текст песни тонко намекает на стремление Белла к более широкому принятию гей-пар, его боль очевидна из вступительных строк «Как я могу объяснить, когда есть несколько слов, которые я могу выбрать/Как я могу объяснить, когда слова обрываются». Энди всегда писал свои тексты только со своей точки зрения. Как сказано в одном из отзывов: «очень заразная, прямая поп-песня, которая сразу закрадывается в голову. Их лучший выбор для сингла на сегодняшний день». Во время съемок клипа ребят одевали в специальную обвязку и они должны были летать по комнате с цепями… «О, как это было некомфортно», позже вспоминал Кларк.
По данным Nielsen SoundScan, спустя 23 года после выхода, альбом был продан в общей сложности в количестве 5 миллионов копий по всему миру. Такой была эта цифра была 12 лет назад. «The Innocents» — их самый продаваемый альбом. В одном из ревью так и отмечено: «Это драгоценный камень на короне Erasure, эта запись повергла всех в шок с ее зрелыми стихами и потрясающими песнями, и бриллиантовым исполнением». А Энди удостоился такого сравнения: «Энди Белл — самый симпатичный херувим на всей танцевальной эстраде», от LA Weekly. «Но с тех пор, как Джимми Сомервилл из Бронски Беат (Bronski Beat) был создателем мелодий, чьи «ругательства» могли перенести тебя в страну сновидений, как колыбельная на груди у твоей матери». Отвечая на вопрос, как так вышло, что этот альбом был так не похож на два предыдущих, Винс сказал, что в этот раз Энди был абсолютно полностью вовлечен в процесс написания и создания песен и они были самыми настоящими, реальными партнерами в создании этих записей. Ну и конечно на альбоме отразилось то, что продюсером выступал Стефен Хейг (Stephen Hague), работавший с OMD и Pet Shop Boys. Как говорил Винс, он был очень дотошным… а как вспоминал Энди: «Я думаю, что он был прекрасен – немного, как старый хиппи!» Кто такой Стефен? Это человек, который с OMD он выпустил альбомы «Crush» и «Pacific Age», а с PSB — «Please!» Через пару лет он также стал продюсером альбома «Behaviour» от Pet Shop Boys, позднее работал с New Order, Peter Gabriel, Robbie Williams и другими артистами. Что еще можно отметить? Ну например то, что трек «Phantom Bride» является некоторой отсылкой к группе Blondie, как считает Белл, она стала первой песней, этаким Hi-NRG кавером. «Hallowed Ground» была навеяна треком Элвиса «In The Getto». А когда их спросили, нет ли связи «Witch in The Ditch» с музыкой Кейт Буш, Энди ответил: «Скорее «Волшебником из страны Оз», нежели Кейт». А Винс добавил, что никогда нет реального плана того, как в итоге будет звучать песня, а этот трек скорее звучит, как «баварская пивная песня».
«The Innocents» стал первым из пяти подряд альбомов для Erasure, которые занимали строчку номер ОДИН в Великобритании. Альбом был ремастерирован и переиздан 26 октября 2009 года, чтобы отмеить своё 21-летие. Предисловием к переизданию был мини-альбом (EP – епишка), тот самый «Phantom Bride». Само переиздание вышло в 2-х видах, обычном CD-Jewel case и ограниченное издание на 3х дисках (двух CD и одном DVD), упакованных в 20-страничную «книгу», которая включает интервью с Винсом Кларком и Энди Беллом о создании альбома и их рассказы обо всех треках. Когда участников дуэта спросили о любимых треках с альбома, то были названы Weight Of The World (Винсом) и Witch In The Ditch (Энди), т.е. вовсе не песни, которые были выбраны для изданий в виде синглов. Второй CD включает в себя различные раритеты, в том числе 7 ″ версию дуэта на «River Deep, Mountain High» и специфичные для США ремиксы на композиции «Chains of Love» и «A Little Respect», которые не были выпущены даже при переиздании бокс-сетов с синглами в Великобритании. Я ранее упоминал, что в Штатах часто выходили другие версии треков, нежели в Европе. В 1988-м парни отправились в первый (из многих) тур по «большим» залам, например было подано 35 000 заявок на 11 000 билетов, доступных для продажи на арене NEC в Бирмингеме, с которого позже была издана запись на видео. Кроме того тур был организован и в Штатах.
В ноябре 1988 года выходит следующим мини-шедевр, мини-альбом «Crackers International EP»,
который поднялся до 2 места в Великобритании. Трек «STOP» с данной епишки, в декабре 1988 года, стал ещё одним хитом, добравшись также до второго места!
Как описывали этот трек в одном из отзывов: «Stop!» — это фантастическая накачка ритма с участием Энди, как будто настоящая перегрузка, как если бы встретились «Дивайн» (Divine) с Дайаной Росс (Diana Ross). Это своего рода славный шедевр, который должен был быть доступен бесплатно на канале NHS, как надежное лекарство от депрессии». На самом деле «Stop!» был рождественским подарком, который Винс написал для себя, находясь на отдыхе на Карибах», вспоминает Энди. «Мы только-только начали писать песни вместе». Тут есть некая неточность, т.к. уже прошло пару лет, а они только-только начали писать песни вместе… Надо сказать, что даже официальные буклеты с историей, интервью, т.е сами артисты, преподносят такие «сюрпризы» — разночтения. Но не будем столь требовательны, смысл и правдивость тут не сильно пострадали.
Ну и, как вишенка на торте, 13 февраля 1989 года на ежегодной премии «Brit Awards» Erasure были признаны лучшей группой Британии (Best Group).
Продолжение? Все может быть…
PS: Мой пост с DROM-а, взят для полноты истории…так как уже практически готова вторая часть истории…
PS2: Прошу прощения за возможные некоторые неточности в переводе. Если кто может это сделать лучше — буду рад коррекции.
PS3: Ох! Иногда кажется, что за бездарный альбом? Но когда начинаешь вникать, что, и как, и почему, это первое впечатление часто «развеевается» и все предстает в несколько иноом свете. Хотя данное утверждение спорно и не относится к первой части вышеописанной истории, далее были такие альбомы, которые лично мне, что называется, «не зашли»! Что явилось этоой причиной, и почему мы невзлюбили конкретные музыкальные произведения, является нашими личными предпочтениями и осязаниями, и науке не известно! Как и почему такое происходит, никто не может ответить, это наши личные впечатления, переживания и предпочтения. Не будем столь строги, а просто почитаем и послушаем, что нам предлагается для ознакомления, и если это нам это не нравится, просто пройдем мимо, потому что мы не единичны в этом мире, и кому-то то, что нам не подходит, наоборт, очень «заходит»!
PS4: Еще и Alphaville постараюсь перенести и конечно дополнить, тем более, как видно из истории с Prostitute, есть весьма интересные подробности (не для всех конечно), которые были пропущены…
Спасибо за новую информацию!!! Очень познавательно.
Отлично написано, прочёл на одном дыхании. Спасибо!
От это ПОСТ!!!! Здорово и спасибо!!! Пошел читать 2 часть
Слушаю некоторые их песни,в сборниках,да и в молодости слушал!
Россыпь на полу впечатлила!!! Для себя скажу- мне стало непонятно- после вашей ОГРОМНОЙ статьи, почему у меня до сих пор нет ни единого альбома Эрейзе? Спасибо.
Мне это тоже непонятно.)) Вроде как «твоя» музыка.
Моя, моя.
Тогда попробуйте начать с 1995 года, очень спокойный и наполовину релаксовый альбом…быстрые треки есть, но медленных добрая половина и они с весьма продолжительными проигрышами… Затем 1994 год, это отточенное и очищенное звучание Erasure, слушается от начал и до конца, шикарный альбом, отличные «колокольчики», мой любимый… Затем 1988, альбом, имеющий отличный трек лист и свое отличительное от всех звучание, которого более нет нигде у Erasure Затем можно перевести дух и отдохнуть с достаточно энергичным Wild! и «заполировать» все прекрасным «Хорусом» 1991 года с Love To Hate You, тоже супер альбом и …. Не скажу, что 1-й или 2ой альбомы плохи, но это не вышеперечисленные, хорошие альбомы и я их тоже слушаю с удовольствием, но это после этих… 1997й год уже не то, есть пара-тройка отличных треков, но уровень альбома явно ниже, 2000й год — для меня вообще ПРОВАЛ! 2003й интересен больше историей создания, но как альбом Erasure — для меня мимо… Зато потом неожиданно выдали отличный Nightbird, «подмоченный» модой на громкую запись….хотя «винил» немного спасает ситуацию. Если что, то велкам!
Благодарю.
Отличный материал!
Не мог пройти мимо не оставив комментария. Начало и конец текста осилил, но середину уже не смог. Плюсую за многабукав!