Фирма Nakamichi известна прежде всего как производитель высококлассных кассетных дек. Выдающиеся достижения в этой области принесли ей заслуженный авторитет. Новая серия появилась в продаже вначале 90-х и включала три деки: Cassette Deck 2 (самая дешевая модель), Cassette Deck 1.5 и Cassette Deck 1. Последние две модели имели сквозной канал и закрытый лентопротяжный тракт. В 1993 году произошло изменение внешнего вида всей серии, вместе с тем изменились и названия моделей: DR-3, DR-2, DR-1. Предмет этого обзора — кассетная дека DR-1, лучшая из последних разработок Nakamichi в 1993г.
Конструкция.
Лентопротяжный механизм этой деки поражает обилием совершенных технических решений. Применено раздельное расположение головок записи и воспроизведения, а также лентопротяжный механизм с двумя ведущими валами и прижимными роликами (закрытый тракт) разного диаметра.
Преимущества применения отдельных головок записи и воспроизведения известны. Это дает возможность подобрать форму, материал головки и ширину зазора в соответствии с ее назначением, не прибегая к компромиссам. Однако не всякая конструкция, использующая раздельные головки, может гарантировать высокое качество звучания: в случае традиционных “бутербродных” конструкций возникает проблема взаимовлияния головок записи и воспроизведения, помещенных в общий корпус. В деке DR-1 головки разнесены физически, как в катушечном магнитофоне. Подобное решение имеет несколько принципиальных преимуществ: головки записи и воспроизведения юстируются независимо; их магнитные поля не подвержены взаимопроникновению, что может приводить к сбоям при воспроизведении записей с шумопонижением Dolby и к опережающему эхо при переключении источ- ник/лента.
Провод, примененный в катушках головок — из бескислородной меди (OFC — Oxygen Free Copper). В качестве материала головок используется “ноу-хау” фирмы — так называемый “кристаллой”.
Применение в лентопротяжном механизме двух ведущих и прижимных роликов разного диаметра, наряду со специальными виброизолирующими материалами в шасси для головок, снижает уровень резонансных колебаний и делает более равномерным распределение их по спектру частот. В результате снижается модуляционный шум (отметим, что этот параметр не определяется коэффициентом детонации). Закрытый тракт способствует также равномерному движению и плотному прилеганию ленты, в результате чего отпадает необходимость в использовании фетровой прижимной подушечки кассетного механизма (она отжимается от головки) При этом снижается износ головки, исчезают модуляции, вызываемые проскальзыванием ленты. Два моноусилителя воспроизведения располагаются прямо в шасси головки, благодаря чему обеспечивается кратчайший путь прохождения сигнала.
DR-1 имеет регулируемый выход (максимум 500 мВ, выходное сопротивление 2.2 кОм), позволяющий точно установить уровень входного сигнала для усилителя, чтобы сбалансировать его громкость с другими источниками сигнала (проигрыватель, тюнер).
Важное удобство — система ручной регулировки азимута воспроизводящей головки, позволяющая “подстраиваться” под запись, выполненную на другом магнитофоне.
Из традиционных сервисных удобств DR-1 имеет ручную регулировку тока подмагничивания, системы шумопонижения Dolby В и С, фильтр МРХ для записи с УКВ, поиск по счетчику ленты, автоповтор, автоматический “просмотр” кассеты в режиме перемотка/останов и дистанционное управление (обеспечиваемое только через усилитель или ресивер Nakamichi). Отметим также индикатор уровня с высоким разрешением и широким диапазоном: от -40 до +10 дБ.
Результаты прослушивания.
Дека звучит чисто и без заметных искажений. Отметим достаточно высокую достоверность звучания, красивый и мягкий тембр —особенности для кассетной деки исключительные. Прозрачное и неназойливое звучание позволяет слушать музыку без признаков утомления.
К минусам можно отнести недостаточную плотность и собранность, что придает звучанию некоторую вялость.
Как записывающий аппарат дека вполне отвечает высоким требованиям. Выполненные на ней записи имеют высокую степень сходства с оригиналом. При этом они приобретают лучшие оттенки “собственного голоса” деки: мягкость тембра, легкость, ажурность. Хорошо сохраняется ощущение пространства. Лишь при внимательном и многократном сравнении с оригиналом выясняется, что эти качества достигаются за счет известного упрощения музыкальной картины.
Конечно же, высокие достоинства деки можно в полной мере оценить лишь при использовании ленты типа IV. Но и лента типа II позволит добиться вполне приемлемых результатов.
Фирма Nakamichi
Фирма Nakamichi была создана 1951 году инженером Мицуро Накамичи, работавшим в области исследований магнитных материалов по заказу военно-морского ведомства Японии.
В 1970 году фирма выпустила первый магнитофон (катушечный). В 1974 году на рынке появилась кассетная дека ZX1000 — истинно революционная модель, в которой впервые в мире были применены три головки и лентопротяжный механизм с двумя ведущими валами. Последующие модели — 1000МкII, 700 и 700MkII — развили успех фирмы. Можно сказать, что Nakamichi сразу же завоевала непререкаемый авторитет в мире бытовой кассетной техники. Первый в мире переносной кассетный магнитофон с наушниками (DT350)—также заслуга Nakamichi (лишь через 5 лет появился всемирно известный Walkman фирмы Sony). Среди других новшеств Nakamichi было применение системы шумопонижения по патенту Dolby Laboratories. В начале восьмидесятых годов Nakamichi завоевывает в США первое место среди фирм- производителей Hi-Fi аппаратуры по общему объему продаж.
Nakamichi —семейная компания, а девизом семьи Nakamichi было: «Никогда не подражать, никогда не быть вторым, мыслить творчески».
Превосходство деки ZX1000 над остальными конкурентами было таким большим, что она выпускалась до 1980 года. В 1982 ей на смену пришел знаменитый Dragon (Дракон), остающийся до сих пор одной из лучших кассетных дек в мире.
Незадолго до этого умер Мицуро Накамичи. Основатель фирмы был фигурой незаурядной. Его интересы не ограничивались техникой. Он был знатоком и любителем музыки, почитателем стиля барокко; организовал при фирме концертный зал на 100 мест, одновременно — испытательный полигон аппаратуры. Накамичи завещал свое состояние на развитие музыкальной индустрии. Каждый год около одного миллиона долларов выделяется на финансирование концертов и записей молодых талантов.
Место умершего основателя занял его брат Ниро Накамичи, который стал развивать новое направление производства — автомобильную звукотехнику. Так появился «дракон» для автомобиля—магнитофон TD1200( Mkll).
Об уникальности Nakamichi говорит тот факт, что деками ZX1000 и TD1200 пользуются до сих пор!
В восьмидесятых годах появилась серия RX — кассетные деки с автореверсом, достигаемым переворотом кассеты, а не перемещением головки, что решает проблему азимутальной коррекции.
В 1989 году Ниро Накамичи разработал так называемый скоростной лентопротяжный механизм для только что появившейся системы DAT — четырехголовочный блок с мониторингом в реальном времени.
В 1982 году появилась цифровая оптическая запись формата CD. Nakamichi занялась разработкой для нее профессиональной измерительной аппаратуры. OMS1000 — уникальный набор для измерений оптических дисков появился в 1983 году и стоил около полумиллиона долларов. Тем не менее их было продано около 2000 штук.
На рынок домашних ПКД Nakamichi вышла в 1989 году. Как и большинство других фирм, Nakamichi использовала транспортные механизмы фирмы Philips. Однако в 1994 году появились проигрыватели с собственным механизмом.
В поисках дешевой рабочей силы фирма в 1986 открыла завод на Тайване. Когда стоимость рабочей силы на Тайване повысилась, открылся завод в Китае.
Отличный рассказ, с удовольствием прочитал! Для меня Накамичи, это эталон качества и вершина инженерной мысли. Лично проводил сравнение в лоб с топовыми одногодками других брендов. Нак звучит гораздо интереснее других. Звук более теплый и широкий.
Хорошая статья. Ну, единственное, наверное, не соглашусь про вялость звука. Вот младшенькая трудится, пишет, я б сказал об излишней верности. Нет пионеровской окраски.🙂 А в качестве явных плюсов — ей плевать на кассету, всё чего можно добиться от пленки, она выжмет.
И при чем с далеко не новой и тонкой…
Про пионеровский окрас можно поподробнее? Знать хоть буду.
За красивыми, витиеватыми терминами и метафорами — это к Саркози. Я скажу так, что звук моего Пионера мне нравится больше всего какими-то приятными низами, приятный, комфортный. Если важно, голова хард-пермаллой. Своё заключение сделал попользовавшись деками: Хитачи, Сони, Дуаль, Тошиба, Накамичи. А ещё услышав от товарища:»Класс, вот это звук, моя так не пишет». У него Teac V9000. Кассета была низ бюджета TDK D-120, стекляшка из 90-х. Как-то так…🙂
Только не к французу)). Теперь всё понятно с пионеровским окрасом. У меня есть 2-х кассетная 703 модель. Приобретал именно для воспроизведения. Играет довольно таки не плохо.
Спасибо, очень интересно. Сам пользуюсь декой от Накамичи, других дек теперь не надо.
К сожалению, я такую вещь не имею. Пользуюсь Sony Txd-RE210.
Серёж. Пора тебе уже своего Накамичу здесь засветить. Что за тёмная лошадка после добрых рук мастера?…😁
Сделаю, сделаю, обесчаю)
Что то Вы, батенька отлыниваете от написания постов)). Накамичу в студию плиз)).
Да обязательно, Вов!
Ждемссс))
ловите удифила!))
Я ж говорю, заразно, хуже ковида)
лишь бы денег хватило
Я жадный.
Хотел купить деку Nakamichi 580,к ресиверу Nakamichi 530 -но друг отговорил из за ЛПМ,куча пластиковых шестеренок в нем.
Данная статья была написан в начале 90-х годов. В журнале.
Когда то лет 6 назад я загорелся шарповскими магнитолами и деками от накамичами. Шарпами наигрался. Теперь надо будет накамичу прикупить)).
Сразу задвинешь Айву в угол)
Ни сколько не спорю. Но видимо еще не пришло её время.