Ю.Татаринов | 1994 год

Музыкальный центр — многофункциональный и компактный ком­плект аппаратуры (несколько источников звукового сигнала, раз­личные устройства его обработки, усилитель и акустические системы), удобно размещающийся в любом помещении, будь то гостиная, спальня или рабочий кабинет. В этой статье Вы познакомитесь с миди- и мини-музыкальными центрами.

Специфика музыкальных цен­тров обусловлена их малыми размерами. Это ставит сложные задачи перед разработчиками в их стремлении достичь хороше­го звучания. Поскольку исполь­зование решений, применяемых при конструировании отдель­ных компонентов, часто невоз­можно, широко применяется до­полнительная электронная об­работка звукового сигнала. Час­то поражаешься изощренностью решений, использованных раз­работчиками.

Производством музыкальных центров занимаются десятки фирм, выпускающие в продажу огромное количество изделий, начиная от простейших и закан­чивая суперсовременными. Со­ответственно имеются большие качественные и ценовые разли­чия между моделями. Основ­ными производителями центров являются фирмы JVC, Sony, Aiwa, Kenwood, Pioneer. Приве­дем картину характерных для изделий этих фирм функцио­нальных возможностей и техни­ческих характеристик. (Цено­вой диапазон рассматриваемых аппаратов — от $600 до $1800.)

Наиболее полная комплекта­ция центра включает в себя про­игрыватели виниловых плас­тинок и компакт-дисков, двух­кассетную деку, тюнер, звуко­вой процессор, эквалайзер с ана­лизатором спектра, усилитель, акустические системы и пульт дистанционного управления. Конструктивно все элементы центра могут быть выполнены как в одном, так и в нескольких блоках.

Миди- и мини- центры отли­чаются наличием или отсутстви­ем проигрывателя виниловых дисков и, в связи с этим, габари­тами, составляющими соответ­ственно 35.5-36 см и 25-27 см по ширине.

Мы рассмотрим общие функ­циональные возможности, па­раметры и особенности, прису­щие музыкальным центрам раз­личных фирм, а в конце статьи дадим сравнительную таблицу параметров нескольких музы­кальных центров.

Источники сигнала.

Проигрыватель виниловых дисков.

Как было отмечено ранее, про­игрыватели виниловых дисков встречаются исключительно в миди-системах. Обычно это двух­скоростной, автоматический ли­бо полуавтоматический проиг­рыватель с кварцевой стабили­зацией частоты вращения дви­гателя и ременным приводом диска. Серводвигатель постоян­ного тока для перемещения тон­арма, автоповтор проигрывания пластинки — вот наверное и все особенности этого источника.  Изготовители, в последнее вре­мя, перестали указывать тех­нические характеристики, оче­видно предполагая стандарт­ные: диапазон воспроизводимых частот 20+20000Гц, отношение сигнал/шум — 60 дБ, коэффи­циент детонации — 0,008%.

Проигрыватель компакт- дисков.

Проигрыватели компакт-дис­ков, применяемые в музыкаль­ных центрах, имеют высокие технические параметры и удоб­ны в обращении. Стандартный диапазон воспроизводимых час­тот 10+20000 Гц, отношение сигнал/шум 96+100 дБ, дина­мический диапазон не менее 90 дБ. Применяются как одно­дисковые, так и многодисковые (до 7 одновременно загружае­мых дисков) проигрыватели. Предлагается следующий сер­вис: программирование последо­вательности воспроизведения дорожек, воспроизведение доро­жек в случайном порядке, пов­торное воспроизведение про­граммы, автоматический подбор номеров для оптимального за­полнения кассеты при записи, вставка паузы, обозначение на дисплее названий компакт-дис­ка и записанных на нем компо­зиций.

Магнитофон.

За редким исключением, в центрах применяются двухкас­сетные магнитофоны, имеющие сходные технические характе­ристики и стандартный набор функций: электронно-логичес­кое управление, нормальная и ускоренная перезапись, авто­реверс при воспроизведении и записи, автоматическая регу­лировка уровня записи, син­хронизация записи с компакт- диска, автопоиск, вставка пау­зы, электронный счетчик лен­ты, автоматический селектор типа ленты, автоматическая и ручная подстройка тока подмагничивания, системы шумо­понижения Dolby В/С, система динамического подмагничивания Dolby НХ-Pro. Диапазон воспроизводимых частот зави­сит от типа применяемой ленты и составляет от 35 Гц до 16 кГц, неравномерность частотной ха­рактеристики ±3+6 дБ, дина­мический диапазон — 52+56 дБ.

PIONEER N-33

Тюнер.

Радиоприемные устройства (тюнеры) отличаются большим разнообразием. Изредка в са­мых простых центрах встреча­ются аналоговые тюнеры, но основное место занимают циф­ровые с синтезатором частоты и многими функциональными воз­можностями, такими как авто­настройка, запоминание стан­ций (до 40), отображение наз­вания станции на дисплее, циф­ровой индикатор уровня при­ема, таймер, функция новостей (каждый час включается за­ранее выбранная программа). Как правило, имеется 3 диапа­зона — ДВ,СВ,УКВ. В послед­нее время многие зарубежные фирмы освоили наш диапазон УКВ — 65+74 МГЦ, правда, стереопередачи в этом диапазоне принимают только тюнеры фир­мы SONY.

Эквалайзер и анализатор спектра.

В современных музыкальных центрах часто применяются эк­валайзеры с числом полос регу­лирования до 10, совмещенные со спектроанализатором. Эква­лайзер может иметь до 20-ти фиксированных и 10-ти про­граммируемых настроек.  Для отслеживания пиков и прова­лов во входном сигнале и их компенсации применяются микрокомпьютеры.

Дополнительные удобства: запись на магнитофон через эк­валайзер, двухступенчатая ре­гулировка низких частот, син­тезатор низких частот, дина­мическая обратная связь по низ­ким частотам, тонкомпенсация.

Усилитель.

Рассмотрим типичные харак­теристики усилителей, кото­рые приводятся в рекламных проспектах.

Выходная мощность обычно указывается по стандарту DIN (то есть при искажениях, не превышающих 10%). При та­ком способе измерения самые мощные усилители достигают 100 Вт на канал. Однако необ­ходимо помнить, что реально приемлемые искажения не дол­жны превышать 1%, а это воз­можно лишь при выходной мощности в два раза меньшей, чем по стандарту DIN.

Иногда приводится также пиковая музыкальная мощ­ность (Р.М.Р.О. — Peak Music Power Output). Ориентировочно можно считать, что она при­мерно в десять раз больше, чем синусоидальная по стандарту DIN.

Наибольшим числом выход­ных каналов обладают центры, имеющие систему Dolby Pro Logic Surround: два фронталь­ных, два тыловых и централь­ный. Центры с системой Dolby Surround не имеют централь­ного канала усиления. Центры без вышеуказанных систем обычно имеют дополнительные клеммы на усилителе для под­ключения тыловых АС. Фирма Pioneer использует систему Multi Room: усилитель располагает дополнительными клеммами для подключения АС, находящихся в другой комнате и укомплектованных дистанци­онным управлением.

При приобретении музыкаль­ного центра необходимо обра­тить внимание на количество входов усилителя: чем их боль­ше, тем больше возможностей для подключения периферий­ных устройств, таких как видео­ магнитофон, лазерный видео­проигрыватель, телевизор, про­игрыватель виниловых дисков, микрофон.

Звуковой процессор.

Обычно звуковой процессор объединяют в одном корпусе с эквалайзером или усилителем, хотя встречаются варианты и в отдельном корпусе. Ввиду того, что малые размеры музыкального центра не позволяют су­щественно улучшить качество звучания, разработчики стре­мятся добиться этого, совершен­ствуя процессоры. Становятся стандартом такие системы как Dolby Surround, в кото­рой задние громкоговорители создают специальные эффекты, позволяющие слушателю ощу­тить себя в реальном звуковом поле, Dolby Pro Logic Surround, перешедшая из кино, где, в дополнение к тыловым, используется еще и централь­ный громкоговоритель для вос­произведения речи. (Многие ла­зерные видео-диски и видео кас­сеты уже имеют дорожку записи Dolby Pro Logic Surround, кроме того, этот стандарт используют некоторые телевизионные про­граммы, особенно спутникового вещания.)

Эффекты, создаваемые зву­ковыми процессорами, окова­ны на привнесении реверберации и окраски в звуковой сигнал, что создает эффект присутствия в театре,  холле, дискотеке, на стадионе.

Многие центры оборудованы функцией Karaoke, позволяю­щей при воспроизведении устра­нить вокальную партию, чтобы, взяв микрофон, почувствовать себя исполнителем.

Оригинальную идею приме­нения процессора практикует фирма JVC. Здесь процессор уп­равляет панорамными громко­говорителями, меняя диаграм­му направленности с помощью двигателей, установленных в корпусах акустических систем. По утверждению разработчи­ков, этот способ создания объем­ных звуковых картин не требует установки дополнительных гром­коговорителей.

Акустические системы.

Ввиду их малого размера все усилия разработчиков брошены на максимальное увеличение эф­фективности воспроизведения низких частот. Фазоинверторы, различные резонирующие схемы,  патентованные устройства Mega bass, Turbo bass — все это позволяет выжать максимум возможного из малогабаритных систем.

Практически все акустичес­кие системы в последнее время выполняются трехполосными, с диапазоном воспроизводимых частот от 35+60 Гц до 20+35 кГц.

Уровень чувствительности акустических систем составляет 86+89 дБ/Вт/м. Мощность обыч­но указывается в стандарте DIN — синусоидальная, либо музыкальная. Синусоидальная мощность примерно в четыре раза меньше музыкальной.

Дополнительные системы для Dolby Surround и Dolby Pro Logic Surround в комплект пос­тавки не входят.

Мы указали различные дос­тоинства мини- и миди- ком­плексов, но нельзя забывать об их принципиальных недостат­ках. Во-первых, малые размеры и близкое расположение разных элементов тракта, усиливает влияние шумов, вибраций и на­водок. Во-вторых, владелец сис­темы из отдельных компонентов может со временем заменить самое слабое звено, что невоз­можно в случае с мини- или миди-системой.

таблица частот

12
5 9 голоса
Рейтинг статьи

Автор публикации

не в сети 4 часа

Администратор

1 310
Увлекаюсь компьютерами. А также люблю старую аудиотехнику.
Комментарии: 589Публикации: 339Регистрация: 13-10-2023