Ю.Татаринов | 1994 год
Музыкальный центр — многофункциональный и компактный комплект аппаратуры (несколько источников звукового сигнала, различные устройства его обработки, усилитель и акустические системы), удобно размещающийся в любом помещении, будь то гостиная, спальня или рабочий кабинет. В этой статье Вы познакомитесь с миди- и мини-музыкальными центрами.
Специфика музыкальных центров обусловлена их малыми размерами. Это ставит сложные задачи перед разработчиками в их стремлении достичь хорошего звучания. Поскольку использование решений, применяемых при конструировании отдельных компонентов, часто невозможно, широко применяется дополнительная электронная обработка звукового сигнала. Часто поражаешься изощренностью решений, использованных разработчиками.
Производством музыкальных центров занимаются десятки фирм, выпускающие в продажу огромное количество изделий, начиная от простейших и заканчивая суперсовременными. Соответственно имеются большие качественные и ценовые различия между моделями. Основными производителями центров являются фирмы JVC, Sony, Aiwa, Kenwood, Pioneer. Приведем картину характерных для изделий этих фирм функциональных возможностей и технических характеристик. (Ценовой диапазон рассматриваемых аппаратов — от $600 до $1800.)
Наиболее полная комплектация центра включает в себя проигрыватели виниловых пластинок и компакт-дисков, двухкассетную деку, тюнер, звуковой процессор, эквалайзер с анализатором спектра, усилитель, акустические системы и пульт дистанционного управления. Конструктивно все элементы центра могут быть выполнены как в одном, так и в нескольких блоках.
Миди- и мини- центры отличаются наличием или отсутствием проигрывателя виниловых дисков и, в связи с этим, габаритами, составляющими соответственно 35.5-36 см и 25-27 см по ширине.
Мы рассмотрим общие функциональные возможности, параметры и особенности, присущие музыкальным центрам различных фирм, а в конце статьи дадим сравнительную таблицу параметров нескольких музыкальных центров.
Источники сигнала.
Проигрыватель виниловых дисков.
Как было отмечено ранее, проигрыватели виниловых дисков встречаются исключительно в миди-системах. Обычно это двухскоростной, автоматический либо полуавтоматический проигрыватель с кварцевой стабилизацией частоты вращения двигателя и ременным приводом диска. Серводвигатель постоянного тока для перемещения тонарма, автоповтор проигрывания пластинки — вот наверное и все особенности этого источника. Изготовители, в последнее время, перестали указывать технические характеристики, очевидно предполагая стандартные: диапазон воспроизводимых частот 20+20000Гц, отношение сигнал/шум — 60 дБ, коэффициент детонации — 0,008%.
Проигрыватель компакт- дисков.
Проигрыватели компакт-дисков, применяемые в музыкальных центрах, имеют высокие технические параметры и удобны в обращении. Стандартный диапазон воспроизводимых частот 10+20000 Гц, отношение сигнал/шум 96+100 дБ, динамический диапазон не менее 90 дБ. Применяются как однодисковые, так и многодисковые (до 7 одновременно загружаемых дисков) проигрыватели. Предлагается следующий сервис: программирование последовательности воспроизведения дорожек, воспроизведение дорожек в случайном порядке, повторное воспроизведение программы, автоматический подбор номеров для оптимального заполнения кассеты при записи, вставка паузы, обозначение на дисплее названий компакт-диска и записанных на нем композиций.
Магнитофон.
За редким исключением, в центрах применяются двухкассетные магнитофоны, имеющие сходные технические характеристики и стандартный набор функций: электронно-логическое управление, нормальная и ускоренная перезапись, автореверс при воспроизведении и записи, автоматическая регулировка уровня записи, синхронизация записи с компакт- диска, автопоиск, вставка паузы, электронный счетчик ленты, автоматический селектор типа ленты, автоматическая и ручная подстройка тока подмагничивания, системы шумопонижения Dolby В/С, система динамического подмагничивания Dolby НХ-Pro. Диапазон воспроизводимых частот зависит от типа применяемой ленты и составляет от 35 Гц до 16 кГц, неравномерность частотной характеристики ±3+6 дБ, динамический диапазон — 52+56 дБ.
Тюнер.
Радиоприемные устройства (тюнеры) отличаются большим разнообразием. Изредка в самых простых центрах встречаются аналоговые тюнеры, но основное место занимают цифровые с синтезатором частоты и многими функциональными возможностями, такими как автонастройка, запоминание станций (до 40), отображение названия станции на дисплее, цифровой индикатор уровня приема, таймер, функция новостей (каждый час включается заранее выбранная программа). Как правило, имеется 3 диапазона — ДВ,СВ,УКВ. В последнее время многие зарубежные фирмы освоили наш диапазон УКВ — 65+74 МГЦ, правда, стереопередачи в этом диапазоне принимают только тюнеры фирмы SONY.
Эквалайзер и анализатор спектра.
В современных музыкальных центрах часто применяются эквалайзеры с числом полос регулирования до 10, совмещенные со спектроанализатором. Эквалайзер может иметь до 20-ти фиксированных и 10-ти программируемых настроек. Для отслеживания пиков и провалов во входном сигнале и их компенсации применяются микрокомпьютеры.
Дополнительные удобства: запись на магнитофон через эквалайзер, двухступенчатая регулировка низких частот, синтезатор низких частот, динамическая обратная связь по низким частотам, тонкомпенсация.
Усилитель.
Рассмотрим типичные характеристики усилителей, которые приводятся в рекламных проспектах.
Выходная мощность обычно указывается по стандарту DIN (то есть при искажениях, не превышающих 10%). При таком способе измерения самые мощные усилители достигают 100 Вт на канал. Однако необходимо помнить, что реально приемлемые искажения не должны превышать 1%, а это возможно лишь при выходной мощности в два раза меньшей, чем по стандарту DIN.
Иногда приводится также пиковая музыкальная мощность (Р.М.Р.О. — Peak Music Power Output). Ориентировочно можно считать, что она примерно в десять раз больше, чем синусоидальная по стандарту DIN.
Наибольшим числом выходных каналов обладают центры, имеющие систему Dolby Pro Logic Surround: два фронтальных, два тыловых и центральный. Центры с системой Dolby Surround не имеют центрального канала усиления. Центры без вышеуказанных систем обычно имеют дополнительные клеммы на усилителе для подключения тыловых АС. Фирма Pioneer использует систему Multi Room: усилитель располагает дополнительными клеммами для подключения АС, находящихся в другой комнате и укомплектованных дистанционным управлением.
При приобретении музыкального центра необходимо обратить внимание на количество входов усилителя: чем их больше, тем больше возможностей для подключения периферийных устройств, таких как видео магнитофон, лазерный видеопроигрыватель, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, микрофон.
Звуковой процессор.
Обычно звуковой процессор объединяют в одном корпусе с эквалайзером или усилителем, хотя встречаются варианты и в отдельном корпусе. Ввиду того, что малые размеры музыкального центра не позволяют существенно улучшить качество звучания, разработчики стремятся добиться этого, совершенствуя процессоры. Становятся стандартом такие системы как Dolby Surround, в которой задние громкоговорители создают специальные эффекты, позволяющие слушателю ощутить себя в реальном звуковом поле, Dolby Pro Logic Surround, перешедшая из кино, где, в дополнение к тыловым, используется еще и центральный громкоговоритель для воспроизведения речи. (Многие лазерные видео-диски и видео кассеты уже имеют дорожку записи Dolby Pro Logic Surround, кроме того, этот стандарт используют некоторые телевизионные программы, особенно спутникового вещания.)
Эффекты, создаваемые звуковыми процессорами, окованы на привнесении реверберации и окраски в звуковой сигнал, что создает эффект присутствия в театре, холле, дискотеке, на стадионе.
Многие центры оборудованы функцией Karaoke, позволяющей при воспроизведении устранить вокальную партию, чтобы, взяв микрофон, почувствовать себя исполнителем.
Оригинальную идею применения процессора практикует фирма JVC. Здесь процессор управляет панорамными громкоговорителями, меняя диаграмму направленности с помощью двигателей, установленных в корпусах акустических систем. По утверждению разработчиков, этот способ создания объемных звуковых картин не требует установки дополнительных громкоговорителей.
Акустические системы.
Ввиду их малого размера все усилия разработчиков брошены на максимальное увеличение эффективности воспроизведения низких частот. Фазоинверторы, различные резонирующие схемы, патентованные устройства Mega bass, Turbo bass — все это позволяет выжать максимум возможного из малогабаритных систем.
Практически все акустические системы в последнее время выполняются трехполосными, с диапазоном воспроизводимых частот от 35+60 Гц до 20+35 кГц.
Уровень чувствительности акустических систем составляет 86+89 дБ/Вт/м. Мощность обычно указывается в стандарте DIN — синусоидальная, либо музыкальная. Синусоидальная мощность примерно в четыре раза меньше музыкальной.
Дополнительные системы для Dolby Surround и Dolby Pro Logic Surround в комплект поставки не входят.
Мы указали различные достоинства мини- и миди- комплексов, но нельзя забывать об их принципиальных недостатках. Во-первых, малые размеры и близкое расположение разных элементов тракта, усиливает влияние шумов, вибраций и наводок. Во-вторых, владелец системы из отдельных компонентов может со временем заменить самое слабое звено, что невозможно в случае с мини- или миди-системой.
Спасибо, почитал! Эх, эту бы статью да лет 30 назад, еще бы интереснее было бы читать!
Да, 30-лет пролетели как мгновение.
Люблю музыкальные центры!
Спасибо за публикацию!
Спасибо большое за отзыв!
Интересная статья. Несмотря на заявления некоторых адептов правильного звука, считаю, что музыкальный центр имеет право на жизнь. Все под рукой и, в отличие от комплекса из отдельных аппаратов, всегда можно переместить в удобной для текущего прослушивания место, не прилагая особых усилий.