Onkyo Integra TA-2070
Добрый день дорогие друзья и просто читающие.
Нахожусь в традиционном осеннем отпуске и планировал описать работы, произведенные в зимне-летний период, но то одно, то другое….
Тем не менее представляю на ваш суд наиболее интересную, по моему мнению, работу последнего времени.
Один очень известный в узких кругах человек, обратился ко мне с просьбой помочь в восстановлении работоспособности довольно редкой модели — Onkyo Integra TA-2070.

Данная дека встречается на просторах инета очень редко. Конкретно этот экземпляр владелец приобрел 3 года назад после 4х летнего поиска!
Модельный год — 1981г.в. Закрытый тракт, ЛПМ Sankyo, три головы, прямой привод..
Далее данные из сети
— Для удобства пользователя в деке установлено два дисплея, один отображает уровни записи, типы лент и системную информацию, второй отображает счетчики. Четырехсегментный счетчик в реальном времени, умеет калькулировать и отображать время до конца кассеты
— Системы памяти, автоповтора и повтора выбранного отрезка фонограммы, поиск треков по паузам.
— Фирменная система автоматического подбора тока подмагничивания — Accubias. Для любителей подстроить окрас звука по собственному желанию, присутствует система ручной настройки тока подмагничивания.
— Поканальная калибровка тока записи по встроенному генератору.
— Ручной выбор типа ленты.
Краткие технические характеристики:
— Heads / Головки: 1 x record / 1 х playback, 1 x erase
— Motor / Двигатели: 1 x DD, 2 x DC
— Tape Type / Типы кассет: type I, CrO2, Metal
— Noise Reduction / Редакция шумов: B, C, HX Pro
— Frequency Response / Рабочие частоты: 20Hz to 21kHz (Metal tape)
— Signal to Noise Ratio / Соотношение сигнал-шум: 80dB (dolby C)
— Wow and Flutter / Коэффициент детонации: 0.035%
— Dimensions / Размеры: 418 x 120 x 330mm
— Weight: / Масса 7.2kg
Тяжеленький аппарат и довольно большой в глубину.
Нужно отметить, что есть упрощенная версия данной деки (две головы, один тонвал) — ONKYO TA-2055 визуально очень похожая.

Потому как внешний вид – это один из успехов дизайнеров фирмы. Аппарат очень красив, со своими большими кнопкам из толстого оргстекла.

Претензии владельца к аппарату, побывавшему в нескольких безуспешных ремонтах, были следующие.
- Может после нажатия Play начать вращаться приемный подкатушечник, а потом остановится. Поскольку контроль движения ленты осуществляется (по странной логике) по левому подкатушечнику, то ЛПМ не переходит в режим стоп, а продолжает тянуть ленту пока ее не намотает на тонвал и не заклинит DD мотор. Каретка головок при этом остается в поднятом состоянии и открыть карман кассетоприемника не представляется возможным без повреждения ленты.
- Проблема с перемотками. Мог мотать, а мог и даже не стартовать в перемотку.
- После перемотки к началу ленты, при переходе в режим STOP образуется петля ленты.
Ранее все это устранить не смогли. Ну и настройка всего что можно, потому как явно была вся накручена.
Владелец деку готовил себе как основную.
Вскрываю аппарат.

Проводов – довольно много))))

Демонтирую ЛПМ и разбираюсь с ним в состоянии – подключен с наружи….

и понимаю, что мне достался очередной «шедевр» шаловливых ручек. (((
Привод подкатушечных узлов в этой модели ЛПМ от Sankyo осуществляется от DC мотора посредством втулки, передающей вращение на айдлер, закрепленный на качающемся маятниковом рычаге с фрикционом. Фрикцион перебрасывает рычаг в зависимости от направления вращения и имеет закрепленную на оси шайбу, в которую упирается пружина прижимающая рычаг ко втулке на валу мотора. И вот что я увидел, демонтировав мотор….

Как я понимаю, дело было так….
Резинка айдлера задубела, и начала проскальзывать по беговой дорожке подкассетника, из-за чего снизилось усилие и подмотки и перемотки.
Для решения этой проблемы кто-то решил, что нужно усилить прижим айдлера, для чего поставили иную, более жесткую пружину, при этом скорее всего раскололи пластиковую приводную втулку снимая-ставя ее обратно. Это известная проблема пластиковых деталей, установленных с натягом.
Еще более вероятно, что резинка айдлера задубела до состояния пластмассы и просто развалилась
Что в итоге получилось? Резинка айдлера поставлена не оригинального размера, втулка привода поставлена не оригинального размера, фетровая шайба отсутствует, пружина стоит не оригинальная, так еще и просто обкушенная и своим острым концом выгрызает пластик рычага, так как при работе она вращается из-за упора в шайбу, сидящую жестко на валу.
Короче трешь!
Начал искать истинные размеры резинки айдлера для замены, ну и естественно приводной втулки.
Дело в том, что размеры тут точно просчитаны. При отклонении от нужного соотношения будет и скорость подмотки меняться и возможны как проскальзывания деталей, так и их закусывания.
В сети нашел фотографии ЛПМ этой же подели устанавливавшиеся на другие модели дек.
Кстати, Nakamichi в данном узле использовали зубчатую передачу, более шумную, но менее подверженную проблемам, связанным со старением резины.
Измерив истинные размеры ролика айдлера и диаметры подкассетных узлов, и сравнивая с размерами на фотографиях вычислил размеры айдлера в сборе и втулки.

Для проверки попробовал подыскать что-то готовое, и быстро создаваемое (очень руки чесались проверить версию с размерами), идеально подошла изолирующая вставка из разъема BNC. Поскольку она из фторопласта, то канцелярским ножом сделал на ней Х образные насечки. Серединку рассверлил и завтулил подходящей втулкой бронзовой.

Резинку и пружину подобрал из имеющихся. Фетровое кольцо вырезал и приклеил к втулке. Немного модернизировал узел обеспечив возможность упираться пружине не в неподвижную шайбу на валу. Чуть увеличив отверстие позволил ей не фиксироваться на валу.
Подбором высоты посадки втулки задал необходимое усилие прижима в фрикционе для устойчивого переброса маятника.

Перемотки, подмотки заработали как надо!
В дальнейшем мне выточили из бронзы по размерам втулку, которая после формирования на ней накатки и была установлена как окончательное решение.
Кстати, на Ebay продаются эти втулки пластиковые на вал мотора, потому как лопаются.. цена правда не радует за копеечную деталь.

Однако скорость подмотки была занижена, и диапазона оперативной регулировки не хватало, чтобы получить нужный, указанный в СМ момент. Намерял 30, вместо 40-50.
Сняв еще раз мотор, разобрал его и провел ТО. Однако ничего особо не изменилось.

Приобрел на замену, по совету Марекса мотор от Mabuchi RF-500TB-12560

Установил. Изменения оказались минимальны
Пришлось лезть в схему и поднимать напряжение, после чего результаты пришли в норму согласно СМ.

В режиме воспроизведения.

Теперь проблема образования петли при перемотке.
В данном ЛПМ применено интересное решение по способу остановки вращения подкассетников в режим Stop и при переходах от одного режима в другой — электромагнитные тормоза.
На оси вращения каждого подкассетного узла закреплены катушки, которые притягивают вниз подкатушечники, и те фиксируются.


Левый подкатушечник не притягивался, в отличии от правого, что позволяло ему продолжать вращаться.
А у правого была сломана возвратная пружина
Перебрал узлы, проверил наличие подаваемого импульса на каждой паре проводов, и сопротивления катушек. На левой сопротивление почему то было значительно выше. Пропаял соединение провода с подводкой. Намотал новую пружину по образцу оригинальной, собрал. Все вернулось в норму.
Далее. Меня как-то напрягало, что у ЛПМ отсутствует точка фиксации кассеты в кассетоприемнике по верхней точке. Опять полез в сеть и нашел-таки фото оригинального ЛПМ этой модели. Фиксатор есть!
Так же он есть и на взрыв схеме.
Значит нужно сделать.
В оригинале данная пластина заводится сквозь прорезь в раме ЛПМ и фиксируется за счет прижима установочной пластиной мотора перемоток-подмоток.
Поскольку мне предстояла вероятная подгонка пластины по месту, то принял решение организовать винтовое крепление. Саму пластину изготовил из упругой полосы металла.


По шаблону VEGA-300 выставил прохождение ленты по тракту.
По сути работа по восстановлению ЛПМ была окончена.
Далее классика – выпаивание для мойки-чистки всех органов управления.

А тут и вскрылся еще один подводный камень.
Регулятор уровня записи на правый канал имел не контакт среднего отвода.
Пришлось восстановить.

Настройка по СМ всего что можно настроить

Для красоты заменил индикацию в левом блоке (счетчик) с красной на желтую в индикации SOURCE и с красной на оранжевую в индикации TAPE, и соответственно в блоке кнопок управления, красную на оранжевую в кнопке PAUSE (с согласованием владельца)))

Особенностей у деки много.
Ну, как в начале я уже указывал, ручной выбор типа ленты.
Очень нетипичный алгоритм калибровки.
Есть автоматический режим по алгоритму Accubias (с энергозависимой памятью) – установка тока подмагничивания. Есть ручной режим калибровки по уровню Rec cal
Есть еще ручка Push Accubias. Она нужна для режима фиксации настроенного тока подмагничивания при работе в режиме записи по таймеру и работает следующим образом.
После калибровки ленты нужно нажать ручку Push Accubias и вращать ее до появления индикации. Отпускаем ручку.
Теперь выключаем деку установив ее в режим записи по таймеру. Дека стирает память о калибровке, но уровень то настроен регуляторами, а BIAS сейчас тоже регулятором, поэтому после включения и начале записи параметры установлены вручную именно те, что были получены в автоматическом режиме.
Этот же регулятор добавляет деке не описанную в UM функцию ручной настройки BIAS
Второй интересной особенностью является сервис счетчика.
В стандартном режиме он показывает реальное время с момента начала ленты (сколько прозвучало уже) и светится символ правой катушечки, если же нажать на 3 кнопки ниже, то получим время до окончания в зависимости от выбранной длинны (120, 90, 80, 60, 50, 46) и светится уже символ левой катушечки.
Звук аппарата мне очень понравился!
Схемотехника позволяет настроить независимо в аппарате каждый тип ленты. И калибровку и запись и воспроизведение, что встречается к сожалению не у всех аппаратов.
Верхняя плата с блоком питания имеет довольно большой радиатор и не зря. Греется БП довольно сильно!
Ну и чуток фото….


Ну вот и маэстро наш подтянулся,молодец!,похлопал по плечу!,жажду опусов о ремонте моих побрякушек,особо катушника-жду,ждемс!
Спасибо.
Будет, все будет.
И все уже даже распаковано.
За подарки отдельное мерси и крепкое рукопожатие.
Опишу отдельно.
С фото.
Уж больно красивое прслали ))))
Пролил,бальзам на душу,ждемс,ждемс,ждем!,до дрожи в коленках!Осень настала-оживать стали,боле-мене,а то затишье летнее не радовало,хотя читают тут многие,но пишут не многие,но мы не сдадимся!
Потому и не писал, что нужно было до отпуска закончить как можно больше аппаратов.
Ведь 11 лежали в коробках. Даже не вскрытые.
Трудяшка ты наш!
)))))
Ну ну….
Красивый аппарат! Кнопочки классные! А какая работа с ним проделана, просто нет слов! Понятно, почему к Вам такая очередь на ремонт. 👍👍👍
Спасибо за оценку моих скромных трудов.
Вызывающая уважение техника. Труд Мастера тоже. Потому как такие вещи должны жить, работать и радовать владельцев. Поздравляю с восстановлением достойного аппарата.
Спасибо.
Да, аппарат интересный!
Увлекательный рассказ, замечательный аппарат, отличный Мастер! 👍
Благодарю. И за оценку работы и за оценку поста.
Ого! Колоссальный труд, отличный результат! Какие-же головоломки вам приходится решать, сколько времени на это уходит?! Однако полученный результат куда дороже. Понимаю волнение владельца, ожидающего свою «игрушку» (сам такой). Алексей! Как всегда прекрасно выполненная работа.
P/S: надеюсь мой старичок фокусов не выкинет.
Спасибо.
Будем посмотреть, по ходу дела решать. Ремонт дело такое… Да и пациенты не молоды уже. Всегда стараюсь сделать все что в моих силах.
Интересный пост и снова впечатляющая работа Мастера. Респектую.
Благодарю!
И еще одна спасенная электронная душа))
Тут больше восстановленная )))