АУДИОКАССЕТЫ

ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР АУДИОКАССЕТЫ

Прочитано: 1 980 К.Никитин | 1995 г. В настоящее время на российском рынке предлагается свыше сотни различных типов аудиокассет. Данная статья…

К.Никитин | 1995 г.

В настоящее время на российском рынке предлагается свыше сотни различных типов аудиокассет. Данная статья призвана помочь обладателям звукозаписывающей аппаратуры в правильномвыборе и использовании кассет.

Основными производителями кассет являются фирмы TDK, Maxell, Sony, Fuji, BASF, Denon, JVC. Несколько менее знамениты Agfa, Goldstar, Memorex, Philips, Raks, SNC, SKC, Akai, Samsung и другие. Нередко рынок наполняется продукцией сомнитель­ного качества и происхождения, существуют органи­зации-поддел ыцики. Ведущие фирмы-производите­ли выпускают по 8±12 типов кассет, заполняя все “качественно-ценовые” ниши в стремлении удовлетво­рить разносторонний спрос. Продукция заметно обновляется с годами и имеет постоянную тенденцию к объективному улучшению параметров. Дополни­тельное разнообразие вносят многочисленные филиалы фирм в США и Западной Европе.

АУДИОКАССЕТЫ

Основные характеристики кассет

Наиболее важной характеристикой кассет является их совокупное качество и его отношение к цене. “Совокупное качество” зависит от объективных па­раметров и субъективной экспертной оценки качества звучания. Объективные параметры могут быть в свою очередь разделены на несколько больших групп.

Параметры первой группы наиболее легко измеря­ются и позволяют надежно, хотя и грубо, разделить кассеты на большие классы. К таким параметрам относятся:

  • коэффициент шума Кш, измеряемый в дБ;
  • (MOL, дБ) на частоте 315 Гц — выше него искажения превышают 3%;
  • уровень ограничения на ВЧ (SOL, дБ) на частоте 10 кГц;
  • частотная характеристика;
  • динамический диапазон D = MOL — Кш, дБ.

Кассеты высочайшего класса имеют динамичес­кий диапазон D = 66÷68дБ. Для высокого класса ха­рактерны D = 65÷66дБ. Средний класс имеет D = 63÷65 дБ, низкий 60÷63 дБ. Кассеты с D<60 мы называем “не попавшими в классификацию”, кстати, там оказываются TDK D, Sony EF и BASF Ferro Extra. Изделие c D<55 вообще трудно назвать аудиокассета­ми (Tokaido, некоторые типы Range, подделки).

Параметры второй группы оказывают не меньшее, а для высококлассных кассет и определяющее влияние на качество, однако, в каталогах фирм и на упаковках кассет они, как правило, не приводятся. К ним относятся:

  • коэффициент интермодуляционных искажений Ким на ВЧ при испытании двухтоновым сигналом (%);
  • коэффициент искажений при уровне записи 0 дБ (256 нВб/мм) на частоте 1000 Гц: Ки (%);
  • модуляционный шум, определяемый неоднород­ностью ленты и неравномерностью ее контакта с головкой (дБ);
  • механические свойства ленты и кассеты: долго­временная прочность, стабильность, абразивность, термостойкость и многое другое;
  • копир-эффект (дБ, иногда указывается произво­дителями).

Важное влияние на качество записи оказывает вы­сокочастотное подмагничивание. Известно, что за­пись фонограмм ведется при одновременном воздей­ствии на ленту поля тока сигнала и тока подмагни­чивания. Ленты требуют разных подмагничивающих токов как при переходе от одного типа к другому (I, II, IV — смотри далее), так и внутри типа. Поэтому, ого­варивая параметры лент, важно указать величину тока подмагничивания (стандартная, оптимизирова­нная или иная). Увеличение подмагничивания при­водит к росту максимального уровня записи MOL, снижению коэффициента искажений Ки, но снижает­ся уровень ограничения на ВЧ SOL (соответственно, быстрее наступает насыщение ленты на ВЧ, что может привести к искажению звучания музыки с большим количеством высоких частот, например, электронной)! Если уровень подмагничивания не оговорен, то пара­метры MOL и SOL должны приводиться одновременно.

таблица 1

Следует отметить, что даже вся совокупность известных параметров не может по ценности сравниться с субъективной экспертной оценкой. Опубликуйте на этикетке доброго коньяка его точный химсостав — и все равно окончательное решение Вы примите лишь после дегустации с друзьями (экспертами).

Типы лент

Ленты подразделяются на три типа: первый (I), второй (II) и четвертый (IV). Третий тип, представ­лявший собой двуслойный симбиоз первого и второго, не прижился, будучи вытесненным резко улучшав­шими свое качество первым и, особенно, вторым.

Небольшая таблица 1 дает представление о различии типов лент.

Не следует думать, что II тип однозначно лучше первого, а IV — второго. Так было бы, если бы мы записывали на ленту синусоидальный сигнал со звукового генератора.

Совокупное качество — предмет тонкого взаимодей­ствия ленты, аппарата, навыков оператора записи, воспроизводящей аппаратуры, характера музыкаль­ного фрагмента, уха эксперта, его вкусов и пристрастий.

Так, например, повышенный Кш является един­ственным недостатком первого типа по сравнению со вторым. Если этот недостаток не принципиален (шумит исходная фонограмма, существует возможность ис­пользования шумопонижения Dolby и тому подобное), более “мягкий” характер звучания I типа, объясняемый медленным ростом искажений при увеличении уровня, оказывается предпочтительнее. Поэтому, на многих музыкальных программах TDK AR-X, например, звучит лучше BASF Chrome Extra.

Исторически ленты I типа называют феррооксид- ными, II —хромовыми, IV — металлическими, хотя современные технологии гораздо шире как по при­меняемым материалам (кобальт и другие), так и по физико-химическим процессам (многослойный полив, эпитаксия и прочее). Различие технологий порождает широкую гамму коммерческих названий носителей (Black Magnetite, Avilyn, Multiorientation Technology и так далее). Часто за различными названиями скрываются близкие материалы, так как тенденции развития технологий различных фирм близки.

Выборочно-сравнительная характеристика некото­рых кассет основных фирм-производителей приведена в таблице 2.

таблица 2

Работа кассет выдающихся фирм отличается ста­бильностью, отсутствием брака и (пусть меня извинят за очередное алкогольное сравнение) тем, чем марочное вино отличается от ординарного: покупай и получишь то, на что рассчитывал. Приобретая, например, RoneS либо Salimex, на это надеяться нельзя.

TDK

Кассеты этой фирмы считаются признанным эталоном качества и достигают выдающихся параметров внутри каждого типа.

TDK А и TDK D — типичные представители I типа. Многие эксперты считают что, звучание TDK D лучше, чем у “соседей по нише” (BASF Ferro Extra, Sony HF, Maxell UR, JVC JI), хотя ряд фирм намеренно не заполняют эту ценовую нишу, выпуская кассеты как чуть хуже (Maxell UR), так и лучше (Maxell SX I). Кассеты AD и AR резко отличаются от них по качеству в лучшую сторону, хотя здесь многое зависит от стра­ны изготовителя. Достойная продукция выпускается в Люксембурге и в США. Умелое расположение дина­мического диапазона (смотри рис. 1) позволяет исполь­зовать ленты TDK I типа на любой аппаратуре, соизме­ряя Кш и MOL ленты с параметрами магнитофона.

Уникальный симбиоз качества ленты, механизма, сочности звучания, пригодности для записи практичес­ки любых музыкальных программ дают ленты AR-X и AD-X, выпуск которых, похоже, увы прекращен.

Рост среднего качества аппаратуры и неудовлетво­ренность потребителя звучанием фонограмм с Dolby (В, С, S) заставляют ведущие фирмы активно улучшать ленты II типа, пользующиеся все возрастающим спросом, снижая выпуск лент I типа. Быть может, решающую роль играет экономический критерий — лента I типа на 40÷60% дороже II при равном совокупном качестве.

II тип начинают весьма плохонькие TDK SF и SD. Отметим, что SD, выпускаемые в США из японской комплектации, в России дешевле на 30÷50%, чем ев­ропейские аналоги. Кассеты отличаются повышенным для II типа шумом ленты и механизмами недоста­точного качества, что оправдано лишь ценой SD. Да­лее следует замечательная суперавилиновая лента SA с разумно сбалансированными параметрами. Звучание ленты ровное на большинстве дек, приемлемое для всех типов музыки и особенно хорошее при слегка увеличенном подмагничивании и включенной системе НХ-Рго.

Именно стабильность параметров, идеальное рас­положение динамического диапазона, доступная для многих цена делают SA предпочтительнее соседей по нише, часто превосходящих ее по каким-либо параметрам (BASF Cr S, Sony UX-S). Кассету SA-X многие специалисты долгое время считали лидером II типа. Обладая всеми положительными качествами SA, лента SA-X позволяет расширить частотную характеристику как в сторону низких частот, так и в сторону высоких частот. Механизм SA-Х стабильнее, что снижает детонацию и модуляционный шум.

В последнее время большинство фирм так или иначе подняли потолок качества кассет II типа. Если фирма Maxell улучшила качество XLII и XLII-S, то TDK, Sony, Fuji, BASF выпустили новые ленты.

По сообщениям экспертов, новая TDK SA-XS заметно лучше предшественницы SA-Х и вновь восстанавливает позиции TDK, потесненные Maxell XLII-S.

Коллекцию лент IV типа начинает стандартная TDK МА, заметно уступающая SA-Х как по сово­купному качеству, так и по звучанию. Однако, уже МА-Х дает пример ленты, претендующей на “миро­вое господство”.

МА-Х, используя тот же, что и SA-Х, механизм, выигрывает, в основном, за счет сдвига вправо дина­мического диапазона, чрезвычайно низких интер­модуляционных искажений, отличного воспроизве­дения больших пиков сигнала. Пожалуй, обладателям любой, самой совершенной аппаратуры не следует “прыгать” выше МА-Х. MA-XG — коллекционная

таблица

дорогая кассета, стоимость ее для обычной записи не оправдывается.

Maxell

Пожалуй, кассеты лишь этой фирмы могут составить достойную конкуренцию TDK.

Выбор кассет I типа у Maxell заметно шире — от дешевой S-LN до ХL-IS, претендующей на абсолютное первенство в I типе. Простейшая кассета S-LN, тем не менее, обеспечивает приемлемое звучание в пределах своего назначения.

Maxell UR несколько уступает TDK D, Sony HF, BASF Ferro Extra по объективным параметрам, одна­ко, на слух это почти не заметно. Практически все фирмы рекомендуют кассеты этой ниши для речевых записей, использования в низкоклассной аппаратуре. Тем не менее, низкая цена привлекает потребителей и вызывает активное использование этих кассет в аппа­ратуре Hi-Fi. Несмотря на то, что большинство аппаратов высокого класса справляется с изъянами таких кассет, используя плохие кассеты на до­рогостоящей аппаратуре, мы экономически поступа­ем еще менее целесообразно, чем когда используем слишком хорошие.

Maxell SXI и UDI — одинаковые ленты в разных кор­пусах. Появление их год-два назад на нашем рынке буквально обесценило BASF Ferro Maxima, Sony HF-S и HF-ES и подобные. Дешевые ленты Maxell, обладая широчайшим динамическим диапазоном, более низ­кими шумами при измерениях и на слух, чем, напри­мер, TDK AR-X, великолепным воспроизведением высоких частот, заполнили полки фонотек многих любителей. Тем не менее, многие до сих пор считают звучание TDK AR-X субъективно более сочным, что признается и нами, хотя никакие объективные измерения не дают подтверждений в пользу этого.

Звучание Maxell XLI-S многими воспринимается еще более мощным, нежели UD-1, тем не менее, высокий уровень шума снижает общее впечатление. Похоже, в новой XLI-S этот недостаток частично

устранен, однако, объективно ее преимущество, бесспорно, лишь в качестве корпуса и механики.

Ленты II типа Maxell SXII и UDII, XLII и XLII-S слегка превышают по качеству соответственно TDK SF, SA, SA-X. В основном, выигрыш достигается за счет лучшей механики, большего SOL, меньших интермодуляционных искажений. Многие считают излишним подчеркнуто-блестящее звучание на высоких частотах новой XLII-S. При использовании автоматических систем калибровки типа Super Auto BLE (Pioneer) подъем на ВЧ останется, поэтому мы рекомендуем, отключив систему, установить подмагничивание на — 6÷8% и, включив НХ-Pro, вести запись с пиковыми уровнями + 6÷8 дБ. Использование систем калибровки параметров записи высококлассных аппаратов зависит и от кассеты, и от характера фонограммы и является искусством, сравнимым с искусством аудио эксперта.

Выбор кассет Maxell IV типа довольно широк. Maxell МС —случайность в этом типе, кассета, выбор которой дело вкуса и экономии у потребителя. MX и MX-S аналогичны TDK МА и МА-Х, однако, звучание Maxell на ВЧ и ее перегрузочная способность многими воспринимаются предпочтительнее. В общем, можно сказать, что разница в качестве высококлассных лент становится малозаметной даже эксперту. Maxell MV — дорогая коллекционная кассета.

Подробно ознакомившись с TDK и Maxell, мы опишем другие кассеты более конспективно, в сравнении.

Продукция фирм Sony, BASF, Fuji, Denon в массе уступает по качеству TDK и Maxell, хотя имеются нередкие исключения. Кассеты этих фирм пред­ставлены в I типе не столь широко, как TDK и Maxell, и мы ограничим свои рекомендации таблицами 2 и 3. Во II типе первые три фирмы имеют прекрасные ленты. Для них характерны низкий уровень шума (особенно BASF CrM, BASF CrS, Sony UX-S), равномерная частотная характеристика, чистое “академическое” звучание. Однако, если ленты Maxell и TDK уже во II типе способны справиться с любыми динамическими перепадами и часто нет необходимости использовать высококлассные кассеты IV типа (Maxell MX-S и тому подобные), то кассеты Sony и BASF таких возможностей не дают. Несколько исправляют положение BASF RefM (см. таблицу 2) и особенно Sony ESII — блестяще звучащие кассеты, отличаю­щиеся широким динамическим диапазоном, низкими (менее 3%) интермодуляционными искажениями на ВЧ, высочайшим качеством механики. Быть может, это еще лучше удается Fuji ZII, замыкающей цепь неплохих кассет Fuji II типа.

Ленты типа Denon всегда вызывали споры. Более “классная”, дорогая HD8 при измерениях и субъ­ективно оказалась хуже HD7, уступая аналогам по ценовой нише из других фирм.

Ленты JVC мало распространены на российском рынке, хотя и имеют достойных представителей (JVC UFII-S). Из лент IV типа (помимо TDK и Maxell) отметим прекрасную ленту Fuji JP Metal.

таблица 3

таблица 4

В целом, звучание 10÷12 рассмотренных кассет оказывается очень близким при правильном выборе тока подмагничивания. Система НХ-Pro, снижающая подмагничивание при появлении высокого уровня ВЧ сигнала на входе, способного самостоятельно оказать подмагничивающее воздействие, слегка (на 2÷4 дБ) повышает SOL, рост искажений на средних частотах при этом невелик. За некоторыми исключениями (запись речи, вокала, хоров, симфонической музыки) целесообразность использования НХ-Pro кажется бесспорной.

Системы Dolby (В, С, S) и dbx позволяют заметно снизить шумы, однако, почти безукоризненным можно признать лишь звучание Dolby S. Несовместимость систем шумопонижения не только между собой, но и при смене аппарата, заметная на слух работа шумо- подавителя на некоторых музыкальных отрывках не позволяют однозначно отдать предпочтение записям с Dolby или dbx и заставляют применять ленты с широким динамическим диапазоном.

Выбор ленты в зависимости от класса используемого аппарата и записываемого фрагмента

Многие фирмы дают краткие либо развернутые рекомендации на эту тему. Вводя читателя в курс дела, в данной статье мы дадим рекомендации, ба­зирующиеся, в основном, на экономическом критерии.

Разделим все фонограммы на:

  1. простейшие: речь, спектакли, старые записи, некачественные оригиналы;
  2. простые и средние: вокал соло, записи старых направлений рока и эстрады (oldies) и подобные;
  3. сложные: камерный оркестр, классический джаз, фортепиано, большинство современных направлений рока (Queen, ранний Pink Floyd и подобные);
  4. сложнейшие: симфонический оркестр, ряд направ­лений современной музыки с высоким уровнем верхних частот (techno и пр.).

Аппаратура магнитной записи также может быть разделена на 4 класса. 1-й класс — переносные ап­параты среднего уровня, большинство отечественных магнитофонов, среднеклассные плееры и автомо­бильные аппараты. 2-й класс — то же, но высокого уровня, мини- и мидисистемы среднего класса. 3-й класс — высококлассные мидисистемы, большинство кассетных дек (уровня Pioneer 620, Aiwa 850 и тому подобное). 4-й класс — высококлассные деки. Табли­ца 4 дает рекомендации по использованию кассет, исходя из оценок таблицы 2.

Эти рекомендации очень приблизительны и говорят лишь об экономической целесообразности исполь­зования кассет высокого класса.

Определение пригодности кассет для записи того или иного музыкального материала гораздо сложнее и является предметом отдельной публикации. Мы лишь дадим некоторые субъективные заметки (табли­ца 5) по типам кассет для записи некоторых музы­кальных направлений.

В заключение рад выразить благодарность замеча­тельному специалисту в области электроакустики, сотруднику Государственного университета телеком­муникаций, к.т.н. М.А.Сергееву, автору большинства измерений. Отсутствие его фамилии в списке авторов говорит лишь о его неполном согласии с текстом, представленным вниманию уважаемого читателя.

Автор публикации

не в сети 2 часа

Администратор

1 294
Увлекаюсь компьютерами. А также люблю старую аудиотехнику.
Комментарии: 653Публикации: 351Регистрация: 13-10-2023

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
12 комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
NEIL66
Участник
1 год назад

С интересом изучил статью, спасибо, Александр.

NeTankist-72
Участник
1 год назад

Полезная информация, спасибо за статью!

EHOT_KOKOCOB
Участник
1 год назад

Познавательно. Спасибо за интересную заметку или скорее рассказ.

Andy-67
Участник
1 год назад

👍 Саша, спасибо. Но если-бы статью можно было чёркать, я бы сам понаставил кучу вопросов. Видимо, М.А. Сергеев был того же мнения.😁

Последний раз редактировалось 1 год назад Andy-67 ем
Andy-67
Участник
Ответить на  Администратор
1 год назад

Не-не-не. 😊 Так, пять-шесть вопросов.😁

Gentil
Участник
1 год назад

Спасибо за статью, Александр!

grasydog
Участник
1 год назад

Сэтой информацией есть смысл проверить все свои кассеты Что нужно выбросить без жалости/Автору респект за труд/