Этот достаточно редкий ресивер Sony STR-200, попал в мои руки полгода назад прямиком со своей родины. Включение в розетку показало, что его нет. В смысле — включения. А так как это 1979 год и в его потрошках никто за это время не копался, самое время мне сделать сию процедуру.
Разбирается достаточно просто — снизу кожуха откручиваем семь болтов и вытаскиваем всю конструкцию. А она у нас собрана на металическом шасси с разделением плат: блок питания, усилитель, блок регуляторов, тюнер, фонокорректор. Никаких тебе разъемов — все на честной пайке.
Усилитель собран на германиевых транзисторах — по два на канал, даже блок питания, а оно здесь двухполярное, собран на таком же транзисторе.
Проблема невключения нашлась сразу — выключатель сети находился в плачевном состоянии, черные обгоревшие контакты не пускали электричество дальше. А с учетом возраста ресивера вслед за ним пошли остальные выключатели и регуляторы. Тоненькие провода питания, разводка выходных транзисторов, проводка на акустику — все было заменено на провод сечением от 0,75 до 1,5 кв.мм. Заодно переложил трассы — сила отдельно от звука. Электролиты от Elna в большинстве своем потеряли положенные параметры, поэтому были заменены на новые. Электролиты на звук не стал менять, только проверил. К ним претензий не нашлось.
На плате тюнера какая-то черная коробка с надписью Sony Patent истекла маслом на плату и за нее. С помощью поиска определил, что это катушка на AM-диапазон. Ее выпаял, плату отмыл. Катушка оказалась залита компаундом, поэтому замазал ее снизу герметиком, чтобы предотвратить вытекание остатков и вернул на законное место.
Интересно выполнена коммутация выходов на акустику и переключения входов — никаких тебе реле и прочего. Все за счет контактов самих переключателей, которые были вычищены до блеска и смазаны.
Подсветка шкалы приемника и индикатора настройки питалась переменным током, напряжением 7,5 вольт, напрямую с вторичной обмотки трансформатора. Причем первая лампа выполняла роль гасящего сопротивления и была включена в схему последовательно. Естественно, все лампы были перегоревшие. После недолгих раздумий было решено собрать небольшую схему выпрямителя из диодного моста и шунтирующего конденсатора с резистором для питания светодиодов, которые были смонтированы вместо перегоревших ламп. Результат мне понравился. У светодиодов ровнее свечение, чем у ламп и насыщеннее цвет, естественно, зеленый. Проводку на светодиоды убрал в экранирующую оплетку, чтобы исключить наводки.
Первое после ревизии включение прошло без приключений. Подключил к нему маленькие полочники от Sony. Звук ожидаемо приятный, особенный из-за использования германия на выходе. Запас по ВЧ и НЧ огромный, слушал в среднем положении регуляторов тембра. Можно добавить глубины с помощью Loudness, а излишние высокие частоты замечательно срезаются имеющимся фильтром ВЧ. Как освободится место, хочу попробовать его в связке с акустикой Yamaha NS-6490, конструкция которых относится так же к 1970-м годам прошлого века.
У ресивера три пары входов: tape/aux/phono. Причем фонокорректор помимо MM-головок имеет переключатель для пьезо. Переключатель фиксируется в одном положении magnet или ceramic с помощью защитной шторки, чтобы исключить случайное включение. Выход на запись выполнен через схему усилителя, интересное решение, но нет поддержки сквозного канала. Усилитель может звучать через две пары акустики или через одну с поддержкой подключения bi-wiring. У тюнера японский укороченный диапазон FM. Расширять его не стал, тем более, что в этом диапазоне достаточно радиостанций. Еще одно интересное решение — сетевой кабель может выполнять роль антенны, для этого на нем предусмотрено специальное крепление.
Основное же предназначение этого ресивера — работать в связке с проигрывателем винила, недаром у многих японских производителей были похожие конструкции.
Снова спас ещё одного зверька.
А сколько их еще не спасенных?!
Надеюсь, что звук хороший! Замечательная работа, Роман!!!
Спасибо, Сергей! Звук не такой, как у кремниевых, по мне — более воздушный.
Ну что сказать — ДА!
Отвечу — спасибо!
Приятный аппарат и хорошая работа!
Спасибо! Аппарат, несмотря на свою утилитарность, очень приятный в звуке.
Отличная работа, Роман! Классный ресивер. Спасибо за статью!🤝
Спасибо, Александр! Стараемся.
Красивый аппарат, жаль диапазон короткий.
Я не стал изменять настройки тюнера, шкалу все равно не переделать. Да и радио сейчас особо никто не слушает.
Зелёные индикаторы красивые. Да и вообще внешка неплохая. Наши когда Радиотехнику 101 рисовали — явно подглядывали…
Согласен! Наши бы еще внутрянку срисовали — цены бы им не было.
Приятный вид. Я половины не понял) Но вещь хорошая, стильная.
Вещь реально стильная и красивая!
Отличная работа.💪👍
Спасибо!
Старичек — бодрячек (это я, если что, про рессивер))) Кстати, я для питания диодов подсветки использую любой подходящий вывод стабилизированного питания со штатного блока и завожу его на линейный трехвыводной стабилизатор напряжения КР142ЕНхх (L78ххCV), а с него остается только гасящим резистором подогнать яркость свечения. И ни каких наводок и пульсаций.
В моем случае был готовый вывод с вторичной обмотки, грех было его оставлять. Поэтому собрал выпрямитель, тем более, что места в ресивере полно для его размещения.
Какой же он симпатичный 👍. Мне понравился. Отличная профилактика!
Спасибо! Когда аппарат ожил и зазвучал, как надо — это отдельный праздник.
Да конечно же! Продавать Рома не будешь его?
На Авито выставлен. Но там цена не окончательная.
Ща, гляну
Зеленая подсветка в темноте — шикарна!
Всегда любил такую подсветку. Сочетание стекла на шкале и специальной краски дает такой эффект.