Добрый день сообществу!
В последнее время совсем нет времени (каламбурчик ))), чтобы писать. Но материал копится, и как нибудь обязательно распишу интересные истории последних месяцев.
А сейчас в качестве первой истории из серии «о ремонте динамиков» та история с которой началась наработка моего опыта в восстановлении динамиков.
11 августа 2021.
Давно где то на профильном форуме читал, что ЛЮБОЙ меломан рано или поздно сталкивается с проблемой вышедшего из строя динамика акустической системы. Прочитал… и забыл, так как никогда ранее с этим не сталкивался. Но, как говорил г. Черномырдин «никогда такого не было и вот опять»))
В эксплуатации у меня есть АС производства уважаемого европейского бренда — Grundig, модель Box 860. Года производства 1981-1983г.
Паспортные данные Чувствительность -90dB остальное на шильде.
Акустика собрана добротно, динамики СЧ и ВЧ полностью изолированные собственными корпусами от влияния НЧ динамика. корпус имеет заполнение овечьим очесом (через столько лет он даже пахнет, как новенький овечий тулуп)))
Окна корзины НЧ динамика от попадания очеса заклеены тканью.
Фильтр собран на конденсаторах ELCO и FRACO и катушках с воздушным сердечником.
Все производит очень хорошее, качественное впечатление добротной, европейской вещи ТЕХ лет!
И так было до тех пор пока я не обнаружил, что один из динамиков стал «подхрюкивать». Печаль-беда, при перемещении диффузора пальцами явно слышны скрипы . Вердикт — соскочили витки катушки. Надо перебирать динамик. Сам я никогда такого не делал, но начинать никогда не поздно ))))
Засел за изучение темы, а начитавшись приступил к препарации.
Фото тогда не делал, сосредоточившись на тщательности проведения работ. Но вот что не смог не задокументировать, так то, что я увидел отделив диффузор (( Катушка явно намотана на обойму криво! И судя по абрису красного лака — это так намотано с завода(((
Вот вам и хваленное «европейское качество»! Уже в годы «золотого периода аудио», Грюндик допускал ТАКОЕ качество намотки катушек (хотя может это единичный пример производственного брака?))).
Для перемотки катушки абсолютно такого же провода в лаковой изоляции найти не смог, даже размотав дюжину реле, катушек индуктивности и иже с ними. В конце концов нашлась индуктивность с проводом чуть, чуть меньшего сечения. Им и перемотал на свой страх и риск соблюдая сопротивление в 3,3ом. Установил собранный динамик в АС и прослушал — все отлично играет. Ну а раз такое дело, то решил провести ресурсные испытания для отремонтированного динамика. Когда жена с подружкой упорхнула на шоппинг, я «сделал погромче«… В итоге перемотанный дин с честью прошел 2х часовое испытание… А вот его брат близнец в заводском исполнении не прошел ))))) И теперь ему предстояло пройти путь своего товарища по возвращению к жизни. Теперь уже с подробным документированием процесса, коим я и хочу поделиться, так как возможно, кто то в сообществе еще не рискнул взяться за решение подобной проблемы у себя.
Начнем с понятий о конструкции динамика.
Для начала я вырезал (потому что не отклеивалась — рвалась) защитную ткань в окнах корзины дифуззородержателя. Вырезал прямо по краю металла, так, чтобы их можно было обратно вклеить.
Затем отпаял поводки от контактных ушек на корпусе корзины Приготовил инструмент для разборки динамика.
В шприц набрал ацетон, которым проливал место склейки. Обычно производители используют клей, типа резинового, который хорошо размягчается именно ацетоном. В первую очередь демонтировал пылезащитный колпачок.
И сразу открылась страшная картина )))
Приступаем к отклеиванию подвеса динамика от корзины.
Центрирующую шайбу технологи Грюндика почему то решили приклеить к корзине чем то на подобие эпоксидной смолы.
Пришлось резать по краю (потом приклеим в стык), для этого нам нужен очень хороший инструмент. Я использовал такой..
Теперь диффузор ничто с корзиной не объединяет. Снимаем его аккуратно. Зазор между керном и магнитом проверяем кусочком ОТРЕЗАННОЙ (не оторванной) бумажки на предмет отсутствия там чего либо, и заклеиваем малярным скотчем. С корзиной пока все.
Осматриваем звуковую катушку. В моем случае опять соскочили витки, вдобавок ко всему проволока еще и порвалась. Обрезаем ее в местах вывода на диффузор так, чтобы потом можно было зачистить и подпаяться. Метим направления входа провода на катушку и выход его.
В катушку, дабы уберечь ее от повреждения вставил оправку из старого конденсатора, подогнав толщину намотав малярный скотч. Теперь аккуратно сматываем старый провод. Нам он еще нужен, так как по нему нужно определить оригинальную длину, и сопротивление, ну и конечно диаметр.
В моем случае, как я уже говорил, идентичного провода не нашлось. Провод для намотки при соответствующем сопротивлении 3,3 Ом короче оригинального. Потому размотал его в коридоре по длине, и пометил предельную длину и середину. Смотал обратно на катушечку. Алюминиевый каркас катушки замыл от остатков лака. Приступаем к намотке новой катушки, припаяв конец ремонтного провода к выводу. Поскольку провод тоньше, то сама катушка намотанная в 2 слоя получается чуть меньше оригинальной ((( Мотал в ручную вращая за диффузор, с промазыванием витков клеем БФ-2. При намотке важно соблюдать аккуратность, торопиться не нужно, витки класть плотно друг к другу. После достижения отметки половины провода, промазать тонко клеем и просушить час хотя бы. Потом мотаем обратно.
У меня получилось так, как получилось. Понимаю, что не шедевр, но это всего лишь первый опыт.
После сушки (на ночь оставил) провод лишний обрезаем и припаиваем к выводу. Теперь можно приклеивать диффузор обратно к корзине. Перед этим проверяем как ходит катушка в зазоре, не задевает ли. У меня все было хорошо, потому намазав БФ-2 сопрягаемые плоскости подвеса и корзины совместил их. Для выдерживания равномерного зазора катушки относительно керна между ними ставим кольцо (я сделал из фотобумаги предварительно свернув трубочкой.
После этого можно и центрирующую шайбу проклеить, промазав кисточкой на 2 раза.
После еще одной ночи на приклеивание, припаиваем поводки, снимаем центрирующую проставку, проверяем на «тихость» передвижения, и подключаем для пробы к усилителю (у меня это автомобильная магнитола))) Все нормально работает!
Приклеиваем на место пылезащитный колпачок (оооочень аккуратно — от этого зависти внешний вид)) и заклеиваем назад тканью окна в корзине. Еще одна ночь и все готово для установки обратно в корпус!
Все сделанное мною естественно не претендует на идеал. Провод нужно чтобы был идентичный по диаметру и длине оригинальному, потому как только так можно получить размеры катушки и ее параметры идеально совпадающими с заводскими. Но я делал для себя, и разницу в итоговых параметрах оценю позже.
P/S долговременные ресурсные испытания не выявили недостатков произведенного ремонта и изменений в ощущениях от звучания. )))
Пост создал с целью поделиться новым опытом. Всем добра и здоровья!
Все это время на меня с удивлением глядел другой чистокровный европеец, явно не одобряя мои действия)).
Продолжение следует….
Тонкая работа, Алексей! Жму руку за терпение и усидчивость, меня на такое бы не хватило)
Чтобы чтот то построить, в 90% случаев сначала нужно что то сломать, а тут без тебя Сережа никак! Так что твои умения тоже дорогого стоят! ))))
Нормальная работа,я подвесы переклеивал пару раз,а вот на перемотку катух не решусь,хотя кто его..?
Глаза боятся…. и смотрят интернет )))
Глаза боятся…ноги бегают)). Я б так не смог.жму руку!классная работа
Спасибо Сережа!)) У тебя руки золотые, не пребедняйся! Видел я твои АС — шедевр!!!!
Да чего уж говорить, молодцы вы все парни! Кто колонки делает, кто электронику паяет.
Мы все молодцы! Ибо никто тут не тунеядец. А компетенции… разные, оттого и интереснее общаться! 🤝🙏
С почином! Всё аккуратно и чётко проведено, как в операционной!
Спасибо.)
Фото «другого чистокровного европейца» супер, как и он сам…. Спасибо, что поделился!
Рад делится всем что узнаю и знаю!
Отличная работа. Все красиво, ровно и аккуратно. Поздравляю с результатом
Спасибо! )
А точно конденсаторы ELNA использованы в фильтре, а не ELKO?
Вот это, конечно, мощно! Спасибо за рассказ, Алексей. Но на такое решиться, это прямо вот даже слов нет!
Саша, спасибо за оценку работы!
Алексей, круто! Хорошее дело. Сам мотал динамики в студенчестве, знаю что это такое:)
Спасибо! Будеут еще посты, в том числе про ВЧ. Там все еще драматичнее ))))
Каркас меньше, провод тоньше:)
Совершенно точно. Ровно мотать без машинки…. тот еще мазохизм )))