Почему советская акустика Radiotehnika S-90 стоит сейчас так дорого!
С удивлением недавно заметил какой-то малообъяснимый здравым смыслом рост цен на акустические системы 35АС-212 (и похожие трехполосные модели) советского производства. Производили их в основном в Риге, и в памяти народа они запомнились как Radiotehnika S-90. На площадке объявлений Avito цена за стереопару данной акустики в среднем превышает 20 тысяч рублей (часто в состоянии «дрова»), а экспортные модели с идеальным сохраном до 77 тыс. рублей! А буквально 10 лет назад полностью исправные S-90 стоили около 8 тыс. рублей. Что же это получается, устаревшая серийная акустика с годами становится только дороже, как коллекционное вино? Или дело в другом? —Давайте разбираться.
К этой акустической системе можно относится абсолютно по-разному, но для своего времени (середина 70-х годов прошлого века) это был серьезный музыкальный компонент. Можно даже сказать, это были первые отечественные колонки претендующие на документальное соответствие термину Hi-Fi (стандарт DIN 45500). Это был продукт своего времени: форма шпонированного корпуса в духе зарубежных образцов акустики, высокая паспортная мощность, большой и мощный НЧ динамик 75-ГДН (30 ГД-2) и низко настроенный порт фазоинвертора. Была своя «фишка» — ступенчатые регуляторы уровня ВЧ/СЧ. К созданию этой акустики приложил руку инженер Роланд Керно (Telefunken) и серьезные научно-исследовательские институты.
Но звуковая техника для качественного воспроизведения не стоит на месте, на сегодняшний день эта модель объективно устарела как морально, так и технически. Вот только несколько недостатков 35АС-ХХХ с позиций современной качественной акустики:
- Форм-фактор средний между напольной и полочной акустикой. Нужны специальные стойки.
- Не все модели были симметричными.
- Уступ под гриль на передней панели и решетки динамиков, которые искривляют АЧХ на ВЧ.
- Низко настроенный ФИ для корпуса объемом 45 литров, следствие — искажение на НЧ (бубнение и пр.)
- Откровенно слабый СЧ динамик (неравномерная АЧХ, малый частотный диапазон линейной работы).
- ВЧ динамик не многим «лучше» (высокий резонанс, неравномерность АЧХ).
- Слабое демпфирование и жесткость корпуса.
- Проблемы с разделительными фильтрами (фазовые искажения, сложность разводки из-за регуляторов, неоптимальные режимы под динамики).
- Общее невысокое качество изготовления поздних образцов.
- Да, и широкие и невысокие корпуса смотрятся несовременно, по сравнению с напольными «столбиками».
Ну, а теперь попробуем разобраться, какими мотивами в ценообразовании руководствуются продавцы этих акустических систем. Они так же частенько злоупотребляют термином «легендарные».
Пример объявления о продаже S-90
Коллекционная ценность и ностальгия. Многие покупатели ценят S-90 за ее ретро-стиль и винтажный облик. Кроме того, акустика в хорошем состоянии (и с грилями) может стать предметом коллекционирования. Но у винтажной техники могут быть скрытые проблемы. Для многих S-90 является символом советской эпохи и ностальгии по прошлому, что также влияет на ее ценность.
Качество звука. Как уже сказано по современным меркам ничего выдающегося в звуке этой акустики нет, если не сказать хуже. Были в Союзе более интересные по звуку колонки, например, Электроника 100 АС-060 и модели с электростатическим излучателем. Да и время не щадит ни корпуса, которые рассыхаются и выцветают, ни динамики, у которых рассыпаются подвесы и подгорают катушки.
Источник: www.troelsgravesen.dk
Стоит ли покупать Radiotehnika S-90 для домашней стерео системы сейчас? Я считаю, что нет. Цена на образцы в хорошем состоянии и без вмешательств высока и не совсем оправдана. Среди б/у акустики той же цены большой выбор, и дизайн будет более современный. А если имеется зуд творчества своими руками — сделать самому Hi-Fi акустику по готовому проверенному проекту (например, авторов Troels Gravesen, Крылов, Бать, Александров и пр.)
Спасибо за внимание.
Ого. Прямо таки диссертация! 😊
Я вижу смысл в S-90 именно в том направлении, где они себя проявили ну оочень здорово — для организации «праздников».
Будь то дискотека (как в 80х-90х), свадьба…. ну и конечно гаражные посиделки.
Вот в последнем варианте. Когда гараж, это не только и не столько место ремонта и слесарно столярных работ, а место отдыха (шашлыкинг, подседельник-побухальник)))), то важна не «ровная АЧХ», а вид навевающий воспоминания о молодости и возможность «отжечь».
С этим всем S-90 справляются на ура!.
Очень интересно.спасибо!еще бы кто нибудь взял и допилил с полной перенастройкой всех потрохов эти легендарные С-90)).тогда было бы совсем интересно посмотреть на результат.
Да пилят люди, даже корпуса делают, правда такие же уродские, как и у оригиналов. То ли дело ты корпус сваял)))
Для кастомизации есть кит динамиков от Леонида Белебашева(ALLB Music). Но затраты превзойдут стоимость иной новой акустики.
Вот и вопрос — а оно надо?… разве что энтузиастам.
Я тоже считаю, что смысла в покупке S-90 в наши дни нет. Те же 35АС поинтереснее будут. Но кому-то нравится бубнеж. Хотя, я, как ни старался, звука не услышал.
Ром, мне тут попался вел «Орленок»,вот кататься на нем не буду, но восстановить восстановлю. Память она такая штука!
Орленок — вещь! У меня был похожий «Уралец». Про память я не подумал, у самого восстановленный Маяк-М240 — первая дека, купленная на свои курсантские. Иногда слушаю.
Уралец , зеленый, был у моего закадычного друга, боевая машина, как то раз я вез друга на его Уральце, на раме, и на каком то ухабе сломали вел пополам))) Вопрос с поломкой был быстро решен походом на стройку, к сварным)
С S-90 все более понятно,у меня их не было,в начале 90-х брал с ноля 25 АС-033 «Электроника»,через несколько лет они благополучно «почили в бозе»,от одной остался стульчик в сарае на площадке,в виде половины корпуса,ну и фиг с ними тоже,а вот счас многие из нас слушают винтаж,который еще древнее этих двух перечисленных-и ниче,я доволен своими PIONEER CS-810/SONY SS-A5La Voce,таки качественные комплектующие и все прочее имеют место быть в них,а ведь это тоже вроде массовый выпуск в Японии?,хотя таких данных о количестве произведенных на свет врядли найти можно.
Как по звуку и универсальности SONY SS-A5La Voce?
Мне нормально,мощно их не гоняю,потому могу слушать все,но раз они создавались под вокал-то он наверно для них будет лучше всего остального!Звук у них свой,как и у любой другой АС,но в сравнении с Пионами 810 они звонче и отчетливее что ли,все таки топ,низа на обоих парах отличные.
Правильно сказал ниже Алексей. Для озвучивания праздников. У нас такие озвучивали токарный класс, метров 150 квадратных, даже шум станков нормально так перебивали.Году в 90-м. Но мечты — взять такие себе лично -не было.
С резким падением импорта цены выросли на всё, в том числе на нашу технику. У меня долгое время в закладках были колонки, которые стоили когда-то 15-18 тыс. руб., а сейчас до 40 тыс. поднялись. Но они не продаются за такие деньги.
Вы ошибаетесь. Никакого резкого падения импорта нет. Есть рост цен на продукцию.
С первым постом, Владимир! А у тебя какая ощущения от прослушивания S -90.
Здравствуй Владимир, это мои любимые акустические системы, они мне просто нравится настальгия по молодости, у меня много с ними связано.
И звук мне меня устраивает мне хватает …
Отлично! Главный консультантт, это собственные уши. Кто бы и что не говорил, если самому нравится, значит оно твоё.
Брать такую акустику ради звука бессмысленно, проверено лично — его там нет. Все частоты есть, но ничего больше. Не играют они, не цепляют. У меня были 35АС-1, полностью проверены все элементы на идентичность документации, и между двумя АС, всё идеально, но звук неинтересный.
На счет цен на них, так тут проблема в том, что рубль подешевел в два раза, а не колонки подорожали. Просто доходы у людей остались прежними, вот и кажется, что на Ы-90 барыги задрали цены… Кстати мои 35АС-1 улетели моментально, за 20.000₽ без торга.
ЗЫ: Опять пропал набранный текст! Хорошо, что скопировал его перед нажатием кнопки «Оставить комментарий»… 🤦🏻
Категорически соглашусь и абсолютно поддерживаю всё изложенное автором!
Все субьективщина! Это монумент! И мне, как ностальгирующему элементу на этом ресурсе — звук вторичен, главное эстетика. Эстетика в них есть. Но покупать — не буду) Восстанавливать я их не буду (это точно), денег за них хотят много и ради эстетства, брать их не разумно. А дорожает все, так сейчас мода на винтаж и особо советский. Все хотят денег за все, что хоть мало мальски относится к той эпохе.
Это очень заметно. Лично я увлекся этим три года назад и еще хорошо помню цены, что были в 2020 году. И нельзя все списать на инфляцию. Это стало массовым увлечением. Это стало модно. Надеюсь, что она скоро пройдет.