Radiotehnika S-90

Почему советская акустика Radiotehnika S-90 стоит сейчас так дорого!

Прочитано: 479 С удивлением недавно заметил какой-то малообъяснимый здравым смыслом рост цен на акустические системы 35АС-212 (и похожие трехполосные модели)…

С удивлением недавно заметил какой-то малообъяснимый здравым смыслом рост цен на акустические системы 35АС-212 (и похожие трехполосные модели) советского производства. Производили их в основном в Риге, и в памяти народа они запомнились как Radiotehnika S-90. На площадке объявлений Avito цена за стереопару данной акустики в среднем превышает 20 тысяч рублей (часто в состоянии «дрова»), а экспортные модели с идеальным сохраном до 77 тыс. рублей! А буквально 10 лет назад полностью исправные S-90 стоили около 8 тыс. рублей. Что же это получается, устаревшая серийная акустика с годами становится только дороже, как коллекционное вино? Или дело в другом? —Давайте разбираться.

Почему советская акустика Radiotehnika S-90 стоит сейчас так дорого!

К этой акустической системе можно относится абсолютно по-разному, но для своего времени (середина 70-х годов прошлого века) это был серьезный музыкальный компонент. Можно даже сказать, это были первые отечественные колонки претендующие на документальное соответствие термину Hi-Fi (стандарт DIN 45500). Это был продукт своего времени: форма шпонированного корпуса в духе зарубежных образцов акустики, высокая паспортная мощность, большой и мощный НЧ динамик 75-ГДН (30 ГД-2) и низко настроенный порт фазоинвертора. Была своя «фишка» — ступенчатые регуляторы уровня ВЧ/СЧ. К созданию этой акустики приложил руку инженер Роланд Керно (Telefunken) и серьезные научно-исследовательские институты.

Но звуковая техника для качественного воспроизведения не стоит на месте, на сегодняшний день эта модель объективно устарела как морально, так и технически. Вот только несколько недостатков 35АС-ХХХ с позиций современной качественной акустики:

 

  • Форм-фактор средний между напольной и полочной акустикой. Нужны специальные стойки.
  • Не все модели были симметричными.
  • Уступ под гриль на передней панели и решетки динамиков, которые искривляют АЧХ на ВЧ.
  • Низко настроенный ФИ для корпуса объемом 45 литров, следствие — искажение на НЧ (бубнение и пр.)
  • Откровенно слабый СЧ динамик (неравномерная АЧХ, малый частотный диапазон линейной работы).
  • ВЧ динамик не многим «лучше» (высокий резонанс, неравномерность АЧХ).
  • Слабое демпфирование и жесткость корпуса.
  • Проблемы с разделительными фильтрами (фазовые искажения, сложность разводки из-за регуляторов, неоптимальные режимы под динамики).
  • Общее невысокое качество изготовления поздних образцов.
  • Да, и широкие и невысокие корпуса смотрятся несовременно, по сравнению с напольными «столбиками».

Ну, а теперь попробуем разобраться, какими мотивами в ценообразовании руководствуются продавцы этих акустических систем. Они так же частенько злоупотребляют термином «легендарные».


Почему советская акустика Radiotehnika S-90 стоит сейчас так дорого!

Пример объявления о продаже S-90

Источник: www.avito.ru
Редкость. Акустику Radiotehnika S-90 уже давно не производят, и количество произведенных акустических систем ограничено. Это делает их более редкими и ценными на рынке. Но на самом деле, такие колонки производили не только Риге, но и еще на нескольких заводах (включая наш Брянский электромеханический). И выпустили довольно много за годы производства (по воспоминаниям работников в Риге выпускали по тысяче пар в день). Другое дело, что прошло уже десятки лет, и в целом и не после ремонта состоянии осталось не так много S-90.

Коллекционная ценность и ностальгия. Многие покупатели ценят S-90 за ее ретро-стиль и винтажный облик. Кроме того, акустика в хорошем состоянии (и с грилями) может стать предметом коллекционирования. Но у винтажной техники могут быть скрытые проблемы. Для многих S-90 является символом советской эпохи и ностальгии по прошлому, что также влияет на ее ценность.

Качество звука. Как уже сказано по современным меркам ничего выдающегося в звуке этой акустики нет, если не сказать хуже. Были в Союзе более интересные по звуку колонки, например, Электроника 100 АС-060 и модели с электростатическим излучателем. Да и время не щадит ни корпуса, которые рассыхаются и выцветают, ни динамики, у которых рассыпаются подвесы и подгорают катушки.

Автор: Troels Gravesen Источник: www.troelsgravesen.dk

Стоит ли покупать Radiotehnika S-90 для домашней стерео системы сейчас? Я считаю, что нет. Цена на образцы в хорошем состоянии и без вмешательств высока и не совсем оправдана. Среди б/у акустики той же цены большой выбор, и дизайн будет более современный. А если имеется зуд творчества своими руками — сделать самому Hi-Fi акустику по готовому проверенному проекту (например, авторов Troels Gravesen, Крылов, Бать, Александров и пр.)

Спасибо за внимание.

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Vladimir 1981

25
Люблю hi-fi и аналоговый звук.
Комментарии: 33Публикации: 3Регистрация: 31-12-2023

Похожие записи

Подписаться
Уведомить о
21 комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
aupl
Участник
11 месяцев назад

Ого. Прямо таки диссертация! 😊
Я вижу смысл в S-90 именно в том направлении, где они себя проявили ну оочень здорово — для организации «праздников».
Будь то дискотека (как в 80х-90х), свадьба…. ну и конечно гаражные посиделки.
Вот в последнем варианте. Когда гараж, это не только и не столько место ремонта и слесарно столярных работ, а место отдыха (шашлыкинг, подседельник-побухальник)))), то важна не «ровная АЧХ», а вид навевающий воспоминания о молодости и возможность «отжечь».
С этим всем S-90 справляются на ура!.

serega1580
Участник
11 месяцев назад

Очень интересно.спасибо!еще бы кто нибудь взял и допилил с полной перенастройкой всех потрохов эти легендарные С-90)).тогда было бы совсем интересно посмотреть на результат.

NEIL66
Участник
Ответить на  serega1580
11 месяцев назад

Да пилят люди, даже корпуса делают, правда такие же уродские, как и у оригиналов. То ли дело ты корпус сваял)))

stroitel71
Ответить на  serega1580
11 месяцев назад

Для кастомизации есть кит динамиков от Леонида Белебашева(ALLB Music). Но затраты превзойдут стоимость иной новой акустики.
Вот и вопрос — а оно надо?… разве что энтузиастам.

khromm74
Участник
11 месяцев назад

Я тоже считаю, что смысла в покупке S-90 в наши дни нет. Те же 35АС поинтереснее будут. Но кому-то нравится бубнеж. Хотя, я, как ни старался, звука не услышал.

NEIL66
Участник
Ответить на  khromm74
11 месяцев назад

Ром, мне тут попался вел «Орленок»,вот кататься на нем не буду, но восстановить восстановлю. Память она такая штука!

khromm74
Участник
Ответить на  NEIL66
11 месяцев назад

Орленок — вещь! У меня был похожий «Уралец». Про память я не подумал, у самого восстановленный Маяк-М240 — первая дека, купленная на свои курсантские. Иногда слушаю.

NEIL66
Участник
Ответить на  khromm74
11 месяцев назад

Уралец , зеленый, был у моего закадычного друга, боевая машина, как то раз я вез друга на его Уральце, на раме, и на каком то ухабе сломали вел пополам))) Вопрос с поломкой был быстро решен походом на стройку, к сварным)

SLAVB67
Участник
11 месяцев назад

С S-90 все более понятно,у меня их не было,в начале 90-х брал с ноля  25 АС-033 «Электроника»,через несколько лет они благополучно «почили в бозе»,от одной остался стульчик в сарае на площадке,в виде половины корпуса,ну и фиг с ними тоже,а вот счас многие из нас слушают винтаж,который еще древнее этих двух перечисленных-и ниче,я доволен своими PIONEER CS-810/SONY SS-A5La Voce,таки качественные комплектующие и все прочее имеют место быть в них,а ведь это тоже вроде массовый выпуск в Японии?,хотя таких данных о количестве произведенных на свет врядли найти можно.

Последний раз редактировалось 11 месяцев назад SLAVB67 ем
Fastforward
Участник
Ответить на  SLAVB67
11 месяцев назад

Как по звуку и универсальности SONY SS-A5La Voce?

SLAVB67
Участник
Ответить на  Fastforward
11 месяцев назад

Мне нормально,мощно их не гоняю,потому могу слушать все,но раз они создавались под вокал-то он наверно для них будет лучше всего остального!Звук у них свой,как и у любой другой АС,но в сравнении с Пионами 810 они звонче и отчетливее что ли,все таки топ,низа на обоих парах отличные.

NEIL66
Участник
11 месяцев назад

Правильно сказал ниже Алексей. Для озвучивания праздников. У нас такие озвучивали токарный класс, метров 150 квадратных, даже шум станков нормально так перебивали.Году в 90-м. Но мечты — взять такие себе лично -не было.

Fastforward
Участник
11 месяцев назад

С резким падением импорта цены выросли на всё, в том числе на нашу технику. У меня долгое время в закладках были колонки, которые стоили когда-то 15-18 тыс. руб., а сейчас до 40 тыс. поднялись. Но они не продаются за такие деньги.

stroitel71
Ответить на  Fastforward
11 месяцев назад

Вы ошибаетесь. Никакого резкого падения импорта нет. Есть рост цен на продукцию.

Voha71
Участник
11 месяцев назад

С первым постом, Владимир! А у тебя какая ощущения от прослушивания S -90.

Voha71
Участник
Ответить на  Vladimir 1981
11 месяцев назад

Отлично! Главный консультантт, это собственные уши. Кто бы и что не говорил, если самому нравится, значит оно твоё.

ValDeMaar76
11 месяцев назад

Брать такую акустику ради звука бессмысленно, проверено лично — его там нет. Все частоты есть, но ничего больше. Не играют они, не цепляют. У меня были 35АС-1, полностью проверены все элементы на идентичность документации, и между двумя АС, всё идеально, но звук неинтересный.
На счет цен на них, так тут проблема в том, что рубль подешевел в два раза, а не колонки подорожали. Просто доходы у людей остались прежними, вот и кажется, что на Ы-90 барыги задрали цены… Кстати мои 35АС-1 улетели моментально, за 20.000₽ без торга.
ЗЫ: Опять пропал набранный текст! Хорошо, что скопировал его перед нажатием кнопки «Оставить комментарий»… 🤦🏻

stroitel71
11 месяцев назад

Категорически соглашусь и абсолютно поддерживаю всё изложенное автором!

roWer
Участник
11 месяцев назад

Все субьективщина! Это монумент! И мне, как ностальгирующему элементу на этом ресурсе — звук вторичен, главное эстетика. Эстетика в них есть. Но покупать — не буду) Восстанавливать я их не буду (это точно), денег за них хотят много и ради эстетства, брать их не разумно. А дорожает все, так сейчас мода на винтаж и особо советский. Все хотят денег за все, что хоть мало мальски относится к той эпохе.
Это очень заметно. Лично я увлекся этим три года назад и еще хорошо помню цены, что были в 2020 году. И нельзя все списать на инфляцию. Это стало массовым увлечением. Это стало модно. Надеюсь, что она скоро пройдет.