Запись от 1 октября 2023
Доброе утро сообщество!
Сегодня речь пойдет не о ремонтах, восстановлениях техники, а о теме для меня очень важной, но в которой я имею крайне низкие уровни опыта и знаний. Речь пойдет о ПРОСЛУШИВАНИИ. Благодаря клубу, столь интересный мне мир общения с людьми увлеченными техникой прошлых лет распахнулся до невероятных размеров, открыв к общению людей из разных уголков огромной страны, ближнего и дальнего зарубежья. Но самое интересное, что опять же благодаря клубу я нашел родственные души и в своем маленьком городке за полярным кругом. Долгое время, после того как широкое увлечение людей классической аудиотехникой (я имею ввиду блочные системы и пассивные АС) ушло, по большому счету любители в реальном мире замкнулись на небольшие, закрытые группы, либо вообще стали одиночками. Да, конечно, интернет дал небывалые возможности…, но с другой сторону личное общение НИЧТО заменить не может. А уж в области ЗВУКА, ничто не заменит возможность личного прослушивания. Так вот, благодаря клубу я в своем городе встретился, познакомился и обрел не побоюсь этого слова доброго товарища по увлечению ЗВУКОМ, а так же: • Конструированием и созданием акустических систем • Конструированием и созданием ламповой усилительной техники • Ремонтом аппаратуры звуковоспроизведения А еще оказалось, что мы работаем в одном здании, на соседних этажах, и практически ежедневно встречались в течении последних 2х-3х лет ))
Зовут виновника сегодняшнего поста – Александр Грязев. Мельком о Саше я написал в посте посвященном обслуживанию его тогдашней кассетной деки Yamaha KX-1000
Тогда же я анонсировал и предполагаемое прослушивание – тестирование приобретенных «по случаю» дек ТОП дивизиона, а так же и акустических систем и усилителя собственноручного изготовления, а так же всей остальной аппаратуры, коей у Александра вагон с прицепом! И было это в январе 2023г. Однако человек предполагает, а господь располагает.))) Встретится получилось только в конце сентября этого же года. Мероприятие предполагало все выше анонсированное + дружеский ужин и беседы. Проигнорировать ТАКОЕ просто невозможно.)) Собрались втроем, так сказать для точности оценки. Да и на троих как то принято собираться )). Компанию нам составил племянник Александра, тоже большой любитель хорошего звука и апологет совмещения передовых технологий и лучшего из прошлых лет. Состав тестируемой системы: АС – (как теперь принято позиционировать) handmade на базе: НЧ – Visaton W300 СЧ – Arslab 060308 ВЧ – WevectorTW030WA05 (30mm)
Кроссовер и корпус (ЗЯ) рассчитан и изготовлен собственноручно. Усиление: УМ – ламповый однотакт с фиксированным смещением на лампах КТ170. опять же изготовлен собственноручно
УК -ламповый винилкорректор на лампах PRO-JECTTUBEBOXDS2 Предварительный усилитель – корректор фазы на лампах 6АМ6 ( ТЕЛЕФУНКЕН)
Аналоговые источники: Деки – Pioneer CT-A9, Aiwa XK-S9000, Aiwa XK-009 EXELIA (остальные топы не поместились в стойку.)) Проигрыватели винила — Yamaha GT-1000 с головой Empire — 4000 D/1 и Kenwood KP-9010 с головой Denon DL-110 Цифровые источники: Проигрыватель файлов S.M.S.L. DP-1 с авторскими доработками выхлопа. Блочный проигрыватель CD Accuphase в составе транспрта DP-80L и ЦАП DC-81L (на дискретных элементах!)
Начнем с того, что подход к производству аппаратов или АС у Саши скурпулезнейший! Вот как выглядят платы его макетирования для лампового УП с функцией коррекции фазы в НЧ области.
А вот какие выходные тр-ры используются в усилителях (вторичка обмотка выполнена серебряным проводом!)
В области изготовления акустических систем, опыт длинною в 23 года. Для повышения своего уровня понимания и получения консультаций лично встречался с Бать Сергеем Давыдовичем., а так же такими гуру как Александром Клячиным, Дмитрием Андронниковым. По первому образованию Александр – разработчик РЭА . Закончил Харьковский Институт Радиоэлектроники. По второму образованию – регулировщик аппаратуры и проводных связей, радио телемастер. Это все преамбула, но не могу не описать, потому как рядом живет ТАКОЙ человек, а я узнал только что )))
Ну да ладно. Приступим.
Начали мы прослушивание с коробочки S.M.S.L. DP-1
которая воспроизводила FLAC контент с флэш карты. Звучание ровное, без особого вовлечения. Типичное звучание цифровых источников амплуа которых – качественное ФОНОВОЕ озвучивание помещения. Именно так я бы описал то, что выдавала акустическая система.
Далее приступили к прослушиванию кассетных дек, где начали с Aiwa XK-009 EXELIA.
Я захватил свою кассету Thats Suono format с записью с винила оркестра Бенни Гудмена. Кассету я записывал на Teac V-9000 и мне очень нравится как она звучит на моей системе.
Aiwa XK-009 EXELIA мою кассету приняла без энтузиазма, запись звучала не вовлекающее и плоско. Кассеты же хозяина играли гораздо увереннее и АС давала представление о пространстве, и масштабе звука.
AiwaXK-S9000
– дала абсолютно иной результат. И кассеты хозяина и моя зазвучали ВЕЛИКОЛЕПНО, акустика показала уже и глубину сцены и хорошую локализацию. Наконец то щеточки ударника, которыми он водит по диску я и услышал и как будто увидел, а звук контрабаса заставил нервную систему рефлексировать.
Pioneer CT-A9
— результат прослушивания заставил несколько раз подряд менять источник местами, то 9000 Айва, то Пионер. А причина в том, что первое время после переключения нет разницы, а потом она начинает проявляться в том, что Пионер дает такой же чистый, кристальный и натуральный звук как и Айва, но он комфортнее! Айва, если описывать в терминах видео, то дает более контрастный звук, он аналитичнее, но воспринимается суше. Я для себя определил такое звучание как мониторное (абсолютно мое восприятие). Пионер звучит так же, слышно ВСЕ, но звук мягче, комфортнее (не на порядок, а вот чуть чуть). В итоге – победа Pioneer CT-A9!
Далее перешли к проигрывателям винила. Механические системы звукоизвлечения наиболее чувствительны к условиям и компонентам, я это понимаю, но в итоге мои выводы о звучании полностью подтвердили оба участника теста. Yamaha GT-1000 с головой Empire — 4000 D/1
в подаче подобна деке Aiwa XK-S9000, но еще и более динамична чем ее визави, в то время как Kenwood KP-9010 с головой Denon DL-110
подобна подаче деки Пионер и более комфортна при прослушивании. Естественно, слушались пластинки в очень хорошем сохране, оттого в пузах тишины было больше, чем от ленты с ее шипением (слушали мы не совсем тихо)). Акустика подавала музыку размашисто, но в то же время быстро и четко. Более четко по сравнению с кассетами предавалась середина, голос прямо дрожал в воздухе между колонок. Но вот НЧ были чуть менее выражены (возможно, что это вина прослушиваемого материала). На вступлении 1 трека диска Malia & Boris Blank “Convergence” я привык слышать более глубокий звук. Победителя в этой номинации нет, да думаю, что и не могло бы быть. Оба великолепны! Что слушали.
Перешли к цифровым источникам.
Вот где воцарилось царствие ЗВУКА! Исполнителей можно было потрогать руками, или посетовать, что мужик (я так думаю) с шейкером стоит слишком далеко. Сцена распахнулась шире установленной акустики (ранее звук как бы локализовался между АС и немного выходил ЗА пределы ее установки). Звук в зависимости от композиции стал подобен то мурлыкающему коту, то звуку отскока теннисного мяча от стенки. Отличнейшая скорость вызывающая драйв, великолепная передача голоса и средних частот, четкость образов рисуемых ВЧ без крикливости, цикания и других нехороших… И вот тут то я почувствовал басовые возможности!.. Почувствовал позвоночником!.. Как и положено! Это был не гул, а именно реверберация струны басовой гитары. АС раскрылись в полную силу. Слушали много чего…, что успел сфотографировать
Александр делая АС естественно ориентируется на собственные предпочтения и видения как и что должно звучать.
Вот пример его предпочтений в музыке ))
Звук его АС имеет чуть выпирающую середину, но при этом обладает отличным разрешением ВЧ и запасом по НЧ позволяющем без перегрузки отработать материал с обилием информации на краях диапазона. Теперь об интересном для меня устройстве — предварительном усилителе– корректоре фазы на лампах 6АМ6 ( ТЕЛЕФУНКЕН). Как мне объяснили – устройство позволяет в небольших пределах крутить фазу НЧ, при этом СЧ и ВЧ идут без коррекции. Как я понял, это попытка линеаризации фазы многополосной АС. У Александра все уже было отстроено, потому я не знаю как было без этого, но услышанный мною звук очень похож на звук моих КEF LS-50 в плане отсутствия даже намеков на подгуживание, при наличии хорошего, глубокого баса. К сожалению, не успели послушать катушечники…
Но хозяин обещался повторить сей тест уже и с их участием.))
Мои впечатления следующие. АС при смене источников ни коим образом не ограничивала возможность услышать разницу между ними, так же кстати, как и ламповый усилитель. То есть их потенциал – выше возможностей сегодняшней системы. ЗЯ – отличнейшее акустическое оформление помогающее получить (или не испортить ) скоростные возможности НЧ звена. Победителем теста является ее хозяин, у которого получилось создать очень сбалансированную систему с отличным звуком и видом))) Вот так я провел предпоследние выходные сентября. Чему несказанно рад! ))
P.S.
Уже написал пост и тут увидел сообщение Александра с фото АС находящихся в работе и ранее сделанных. Впечатляет! А я все жаловался что живу в …опе мира ))))
Кстати последний вариант обещан мне на прослушивание по готовности )))
Очень круто Алексей!Александр как и говорил очень крутой мастер.снимаю шляпу.)по завершении производства своего проекта обращусь к нему(спасибо за контакт).потому как Александр сказал что фильтры можно сделать и получше)).интересное у него хобби!
Я рад что вы познакомились. Но сначала собери все как есть! Послушаешь и поймешь что ТЕБЕ нужно.
Да.именно так и поступлю.спасибо за участие🤝
Хороший подгон обещан..
Надеюсь! )))
Отличная статья. Спасибо!
Рад, что понравилось!
👍… Внушает!
Мощщщно!
Странно, но у меня от прослушивания таких же головок на Кенвуде 1010 совершенно другие впечатления — Эмпайр звучит мелодичнее, в то время как Денон более собранно и в целом не особо выделяясь. А после того как заменил иголку в Эмпайре на шибату от Jico то Денон пока перестал использовать.
Я не силен в виниловом звуке. В этом тесте было явно слышно, что он лучше, чем звук файлов FLAC с представленной «коробочки».
Замечательно и увлекательно читать такие посты.
А как я вам доложу увлекательно проходил процесс ,,,,))) Ну вы понимаете! ))
Спасибо что поделились впечатлениями. А уж владельцу системы огромное уважение за то что он призводит. Мне было бы интересно узнать почему среди столь достойной выборки кассетников отсутствуют Наки?
Неоправданно высокие цены. При не гарантированном качестве продаваемых аппаратов. А представленные взяты по верху рынка, но в идеальном состоянии и после действительно хорошего ТО и настройки. При таких же условиях Наки верхних моделей будут сопоставимы с катушечниками…. которые уже имеются ))
Интересненько и содержательно. Помню эту историю с кпкм. Я так понимаю, что к мастеру можно будет обратиться с просьбой расчётов размеров обьемоа коробов для ас?
Задам ему вопрос.
Может подскажет что.
Это я уже читал! Вкусно написано!)
Переношу записи… Ибо нех! )))
Про Triode — ни слова 😭