Yamaha — you my soul! Она не впечатляет внешним видом, как Teac или Nakamichi, но почему-то после первого включения и прослушивания, в голову пришли именно эти немного измененные строки из известного шлягера группы Модный Разговор.
Yamaha K-1XW в модном серебристом цвете, который, кстати, ей идет больше, чем черный (позже покажу и в таком). Для европейского рынка шла под моделью KX-1020. Но, буква W в индексе обозначала wood — деревянные боковины корпуса деки, которые утяжеляли ее, по сравнению с K-1X, на два с лишним килограмма и удорожали в 1984 году на 20000 йен. Красота, естественно, — была бесценна!
Когда я впервые положил ее на стол и заглянул внутрь, то увидел знакомый по Onkyo и Kenwood ленто-протяжный механизм от Sankyo. С тремя электродвигателями (тонвал, подмотка и привод програмной шестерни), двумя тонвалами. Но, так как ее отделяют от той же Integra TA-2570 долгие четыре года, айдлер выполнен на резиновом ходу. И главная изюминка — оригинальные записывающая и воспроизводящая головки от Yamaha, тогда, как остальные довольствовались «дешманскими» Canon. И все это добро прикрывается крышкой кассетоприемника из натурального 4-милиметрового стекла.
Дека оборудована всеми возможными системами «улучшения» звука: Dolby HX-Pro, Dolby NR B/C, dbx. Поэтому на main-плате, кроме ожидаемых плат Dolby, нашлось место для двух (на каждый канал) плат системы dbx. Кстати, для ее настройки в сервисном руководстве отведен отдельный пункт и два подстроечных резистора.
У Yamaha есть ручная регулировка тока подмагничивания с помощью встроенного генератора частоты. Процедура простейшая: включается запись, нажимается, специально выделенная красным цветом, кнопка BIAS Test и на индикаторе регулятором BIAS Adjust выставляется центральное положение стрелок на отдельной пиктограмме калибровки. Все! Никаких других донастроек не нужно. Отдельного слова стоит регулировка уровня записи: основным ползунком выставляем необходимый уровень и двумя дополнительными ручками подгоняем ровно по каналам. Похожую систему оценил еще на Kenwood KX-1100HX, как по мне, то она удобнее, чем отдельная регулировка уровня для каждого канала или дополнительный регулятор баланса. Индикатор отображает счетчик ленты в реальном времени, режимы работы ЛПМ, источник Source/Tape, тип ленты, который, определяется автоматически, и прочие долби. Чувствительность отображения уровня оптимальная, не в пример Akai GX-75 с ее нервным указателем, который задолбаешься ловить, чтобы было ровно.
Все регуляторы и переключатели спрятаны по традиции Yamaha за откидной крышкой, причем, их назначение продублировано на внутренней стороне крышки. Как говорится: чтобы два раза не нагибаться.
Интересное решение от инженеров Yamaha — отдельная лампа подсветки кассетного отсека. Помимо подсветки окошка кассеты, верхний свет освещает индекс кассеты или всю ее, в случае прозрачного корпуса.
Дека приехала ко мне от «мастера» в виде конструктора: передняя панель отдельно, кожух отдельно, сама дека, слава богам, была собрана. Первое, что бросилось в глаза — изъеденная коррозией рама, на которой крепятся ЛПМ, плата индикатора и органы управления. Раму демонтировал, вычистил от ржавчины, загрунтовал и покрасил.
Пока она сохла, занялся ЛПМ. Замены потребовал основной прижимной ролик, пассик тонвалов, резинка айдлера и, как потом выяснилось, моторчик подмотки. С ним отдельная история. После сборки деки и первого включения выяснилось, что перематывает она хорошо, а вот на воспроизведении приемный узел останавливался и запустить моторчик помогал легкий щелчок по его корпусу. Разборка и чистка результатов не дала, на динамометрической кассете приемный узел еле набрал 30Н при положенных 35-50Н. Хорошо, что был в запасе такой же моторчик от донорского ЛПМ. После его установки дека показала стабильные 40Н. Заодно нашел гайку, о местоположении которой было сломано немало копий еще на Драйве.
На платах блоках питания и основной проверил электролиты. На Yamaha повсеместно используются конденсаторы от Rubicon, все показали стабильные характеристики, за исключением небольшого количества изгоев, не прошедших показания добротности (Vloss). Что характерно все они оказались из зеленой группы. Заодно пропаял дорожки, особенно в районе разъемов плат dolby и dbx. Видимо, сказывается массивность этих плат, непосредственно влияющая на целостность пайки. Заодно выпаял и разобрал для чистки регуляторы и, как выяснилось не зря. На регуляторе BIAS было сломано крепление контактной группы, как так получилось, теряюсь в догадках. Восстановил с помощью тонкого жала паяльника. Просто наплавил новое крепление.
В процессе сборки передней панели выяснилось, что утеряна одна из трех кнопок Memory, Reset, Source. Пришлось использовать подходящую от… Вега-235. Доработал ее и оставил в черном цвете. Дизайнерский ход.
Отдельное спасибо японцам за подробную сервисную инструкцию, особенно раздел настроек. Кстати, все основные настройки записи выполняются на ленте IV типа, а именно TDK MA. Даже настройки калибратора.
А теперь о главном — звуке Yamaha K-1XW. Как написано на лицевой панели — он реально Natural Sound! Да, она звонкая, даже звонче стеклоголовых Akai, что абсолютно не напрягает. Хотя, кто-то такое любит. Но звук поразил своей натуральностью. Ни малейшего намека на искусственность. И если для сравнения — моя Onkyo TA-2570 звучит жирно, то у Yamaha звук более легкий и воздушный. Очень хорошо звучат жанры disco, arena-rock. Надо обязательно послушать на ней альбом Deep Purple — Made In Japan. Как она Live покажет?
А пока задумался, а не оставить ли себе черненькую?
Немало пришлось потрудиться, с почином! Достойный результат 👍!
Спасибо! Хуже нет за кем-то переделывать.
Душевненько расписал,я уж подумываю-а не купить ли себе серебрянную! https://injapan.ru/auction/c1122914896.html посмотрел цену,нее,пока не хочу.
Спасибо! Мы заранее подсуетились с серебряной. Но она в одном экземпляре. Есть еще 6 штук, но черных.
Хуже нет — собирать аппарат после «умельцев»-(( Не можешь, не умеешь, нет базы — ну не лезь туда. Отличная работа!
Спасибо! Проблема в другом — мастер с опытом, но уже в возрасте, и «косячил» по полной. Таким образом он «наремонтировал» кучу аппаратуры, а мне переделывать.
Главное вовремя остановиться, но многие этого не умеют. Недавно в Питере дедушка на Дустере фигачил по встречке на скоростной магистрали — потерялся в навигаторе. Вчера другой дедушка с опытом, сначала меня чуть не уработал, а потом на повороте не пропустил встречку, хорошо оттормозились там. Вот и здесь так видимо. 🙁
Ох, уж эти дедушки…
Отличная работа, Роман! Всегда с почтением относился к людям, которые могут не только отремонтировать, но и объяснить доступным языком! Спасибо за статью. А дека красивая, пусть продолжает жить и радовать.🤝
Спасибо, дружище! Я старался. Деку уже ждет новый хозяин, надеюсь, у них все сложится хорошо.
Рома, отличная работа.
Александр, спасибо!
Прелестно! Мои впечатления и выводы об аппарате практически такие же. KX-1000
Алексей, тот случай, когда мнения сходятся. А значит аппарат реально отличный!
Расписал — всё по полочкам! Хорошая дека.
Согласен. Очень удачная.
Поздравляю, достойная работа! И звук у Ямахи действительно отличный. Дилемма по дедушке: будет работать — не очень хорошо, перестанет работать — ещё хуже.
Спасибо! Ямаха реально порадовала звучанием. А в связке с усилителем A-1020 стало еще натуральнее.
Согласен, слушаю на Ямахе: Дека Yamaha KX-800, дека Yamaha KX-W952, усилитель Yamaha AX-630, ресивер Yamaha RX-700, акустика Yamaha NS-100X, CD — тоже Ямаха и только Винил — Victor Ql-A75
А я решил уйти на Denon. Все началось с минидисковой деки DMD-800 в цвете «шампань».