Закамуфлированный CAMOUFLAGE — часть вторая…
Ну что, продолжим раскамуфляживать камуфляж?
Напомню, что мы говорим о группе «Camouflage» — немецком музыкальном коллективе, играющем в стиле синти-поп. Один из самых ярких представителей европейской и мировой электронной музыки (Первая часть здесь).
Итак, после удачных синглов и альбома 1987-88 гг., группа стала известной и узнаваемой, да еще «помогла» с продажами Depeche Mode. В этой части повествования я планировал осветить период с 1989 по 1995 год, т.е. до времени их первого «полураспада». Однако в процессе так втянулся, стало очень интересно и в результате, ниже мы познакомимся только со следующим альбомом «Методы тишины (Methods of Silence)». Также хочу поблагодарить «поднявших большой палец» и оставивших комментарии, благодаря вашему интересу, я и сам узнал достаточно много чего нового. И да, пока читал и готовил этот рассказ, слушал еще раз альбом и ремиксы, подумал, что если бы эта информация была во время выхода альбома, то на некоторые песни я бы точно посмотрел совсем иначе…что собственно сейчас и произошло.
Как упоминалось в первой части, Camouflage оборудуют для работы новую студию, «Boys Factory 2», на старой фабрике недалеко от их родного города, потратив на нее часть своего заработка. По их словам, это было фантастическое место, прямо рядом с рекой, откуда открывался прекрасный вид на виноградники. Там они могли спокойно сосредоточится на написании нового материала и репетициях. Тем более, что после пришедших успехов звукозаписывающая компания дала Camouflage определенный простор для реализации их идей, практически это был карт-бланш, типа «делайте то, что считаете нужным».
Ну и начнем, как и группа, с
LOVE IS A SHIELD
Он не менее известен, чем «The Great Commandment». Вообще-то эта песня изначально не планировалась к появлению в репертуаре группы. Хайко написал ее для другого коллектива. Их родная «Westside Music», подписала вокалиста, с очень похожим на Джимми Саммервилля голосом (Jimmy Somerville, гр. Броснки Бит «Bronski Beat»). Хайко записал инструментальное демо и отправил в «A&R» департамент звукозаписывающего лейбла. Недели спустя оказалось, что до сего момента никто не только не написал ему свое мнение о нем, а даже никто так и не удосужился просто послушать. Тогда Хайко предложил песню группе и по мнению остальных эта песня была слишком хороша, чтобы просто забыть про нее. Затем ребята, уже сами «привязались» к этому демо и кроме того, вспомнили несколько подходящих текстов, которые Маркус написал под впечатлением от старого фильма, во время их поездки в США. В одном из диалогов были такие слова: «… and you know — Love is a shield (и знаете — Любовь — это щит)». Так она стала песней самих Camouflage. После этого, имея 3 почти готовых трека, они отправились в Dynaton Studio к старому знакомому, Алексу Хеннингеру, чтобы поработать над песней вместе с ним. Помимо «Love is a Shield», также были записаны «The Story Of The Falling Fighters» и «Feeling Down». В последний день записи, песни пришел послушать менеджер со звукозаписывающей компании. Он сел за микшерский пульт, а ребята расположились сзади и жаждали увидеть его реакцию. Когда «Love is a Shield» закончилась, он повернулся на своем стуле, усмехнулся и молча поднял вверх большой палец. Все! Так, лейбл одобрил первый сингл!
После того, как группа закончила запись в студии с Алексом, менеджер американского лейбла Atlantic, Питер Копке (Peter Kopcke) посоветовал группе обратить внимание на бельгийского продюсера Дэна Лаксмана (Dan Lacksman), который со своей группой как раз подписал контракт с ними (лейблом). Группа называлась «Telex», одной из известных их песен была «Moscow Discow» (Дэн «усатый»).
И Camouflage отправились в брюссельскую «Synsound Studio» для работы над альбомом, а впечатляющая коллекция синтезаторов, оборудования и технологий в «Synsound Studio» весьма поспособствовала этому и позволила легко решить, где они хотели бы записать новый альбом! Дэн и его жена Мари встретили ребят и сделали их пребывание в городе гурманов и вовсе незабываемым, благодаря своему дружелюбию и открытости. Однако частые посещения отличных ресторанов в Брюсселе все-таки оставили свой «след»…) — смайл 🙂
Когда-то, во время записи еще первого альбома, Карин Виртманн (Karin Wirthmann) (если вы забыли, то это менеджер группы из Westside Music) познакомила ребят с в группой «Two of Us», помните таких? Вот они:
А именно с Джеймсом Гертером (Ulrich „James“ Herter ) и Томсом Дёрром (Thomas «Stibbich Dörr «). Они тогда подарили вокальные «гармоники» и Camouflage решили пригласить их в Брюссель на помощь с бэк-вокалом. Их приглашение и запись с ними стала весьма важным фактом в создании альбома и послужило началом большой совместной активности и совместных выступлений в будущем. Они, кстати, дружны до сих пор.
И вот, уже в студии, Дэн предложил использовать интересную комбинацию из современных цифровых технологий и почти «музейного» студийного оборудования. Для новых песен они искали свои, новые пути и благодаря этому звучали более оригинально.
По словам группы, в лице Дэна «мы нашли партнера, который очень сильно помог нам с воплощением наших экстравагантных пожеланий, вроде записи струнного квартета для «Les Rues», но также и других разных действительно электронных изощрений.»Забежал чуть вперед…
Кроме того, впервые группа работала с живой гитарой, которую можно услышать на большинстве треков альбома. Гитаристом был Инго Ито, это было тоже нечто особенным. Первоначальное сотрудничество с гитаристом Инго, с которым они познакомились через его брата Райнера Тьединга, также было важным «строительным блоком» для этого многогранного альбома и стало началом долгой дружбы.
И вот, в апреле 1989 года в Германии вышел сингл «Love is a Shield»,
достигший 9 места в чарте и продержавшийся в нём в общей сложности более пяти месяцев.
Начиная с 1989 года «Love is a Shield» находится в ротации многих радиостанций и появляется в эфире и по сей день.
В мае альбом «Methods of Silence» вышел в Германии и поднялся до 13 места в чарте лучших альбомов.
Трек-лист:
- One Fine Day
- Love Is A Shield
- Anyone
- Your Skinhead Is The Dream
- On Islands
- Feeling Down
- Sooner Than We Think
- A Picture Of Life
- Les Rues
- Rue De Moorslede (Instrumental)
Обложкой и дизайном занимался Клаус Пол (Klaus Paul), которого группа знала, как лектора-преподавателя Оли, когда последний учился в школе графики и дизайна.
Идем далее и расскажем обо всех остальных треках с альбома:
ANYONE
Как пояснил Маркус: «Это любовная песня без любви». Хайко утверждает, что всем им нравилась эта песня, еще до добавления гитар.
Это песня о том, когда ты просто не можешь не нервничать, общаясь друг с другом. Если бы вы могли, вы бы оставили все негативные воспоминания позади. Вы ищете способ найти решение, которое позволит вам снова смотреть друг другу в глаза…
YOUR SKINHEAD IS THE DREAM
Наблюдая за работой над этим треком, могло бы показаться, что Хайко работает над ним бесконечно, постоянно теряя «нить» и записывая одно демо за другим, постоянно воплощая приходившие к нему идеи и забывая другие, перед тем, как она обрела наконец нечто похожее на готовый для записи трек. Когда наконец ее стали записывать, то именно Дэн сыграл ключевую роль, чтобы сама структура песни стала более ясной и чистой. Вместе с гитарами Инго, риффами и мелодичностью, она зазвучала «свежо». А за название нужно поблагодарить парикмахера тогдашней девушки Хайко. Таким образом, название песни дал просто «человек с улицы».
ON ISLANDS
Как, я уже упоминал в первой части, это кавер на песню коллектива New Music.
А написал саму песню не кто иной, как Тони Мэнсфилд (помните его по первому альбому группы a-ha!). И этот кавер, в исполнении Camouflage, весьма приближен к оригиналу, и по воспоминаниям Маркуса: «Оли потратил кучу времени на программирование ударных так, чтобы они звучали, как в оригинальной версии». В песне, написанной Менсфилдом, можно услышать, как его младший брат читает некоторые строки текста песни, и когда ребята работали над ней, то они попросили Дэна, не могла бы одна из его дочерей сделать тоже самое для них. А «поскольку они росли, разговаривая на нескольких языках, то возможно испанское камео Кэролин было одно из причин, почему альбом «Metodos De Silencio» был так хорошо принят в Южной Америке».
Кстати интересный факт, что когда Camouflage приехали на концерт в Парагвай, 25 лет спустя, то когда за завтраком давали интервью, корреспондент спросил их, а «будет ли в сет-листе этот трек сегодня вечером?» На что группа весьма удивилась, и они ответили, что песня не планировалась, а собственно почему они спрашивают именно об этой песне. Оказалось, что этот трек очень популярен на радио в Парагвае, это очень известный и многими любимый хит, и люди очень ждут именно его! Так что на «саунд-чеке», группа попробовала сыграть «On Islands» и в итоге включила в сет-лист именно на этот вечер, и клуб был в тот вечер битком!
FEELING DOWN
«Мой интерес к Арабским мелодиям возник, как искра, когда я послушал сингл Мика Карна и Мидж Уре (Mick Karn & James «Midge» Ure )«After A Fashion»
и еще более укрепился, когда на международной сцене появилась израильская певица Офра Хаза в 1988 году. Мы не слышали ничего подобного ранее, и действительно мы были так впечатлены этой новой музыкальностью, что когда мы работали над этим треком, то так его и называли «Ofra Haza»», говорит Хайко, рассказывая о том, как создавалась эта песня. «Это стало своего рода традицией после «Strangers Thoughtsна нашем дебютном альбоме,» — продолжал он, «включать что-нибудь по стилю подходящее к определению, «музыка их фильма», скомбинированная с пульсирующим ритмом, расширяющим этим контекст альбома».
Слова написал Маркус, они рассказывают о том, «как часто, тема разочарования и чувства ненависти могут преследовать – и разве мы все не хотим, чтобы наш партнер знал, как нам больно?» ««Битлообразные» вокальные гармонии, которые проходят через трек находятся в резком контрасте с сообщением, но мы получили большое удовольствие, записывая их вместе.
The Beatlesque (Битлеск) — термин, описывающий музыкальное сходство с английской рок-группой The Beatles.
SOONER THAN WE THINK
Изначально это было очень атмосферное демо, в котором не было ударных. Он было записано на KORG M1. Когда же наступил период работы над альбомом, то часть звуков была удалена, чтобы сделать трек более драйвовым и добавить ему «характера». Были добавлены причудливые звуки со старой драм-машины, звуки «переносящие нас в маленький мир насекомых», а отсылка на «текстовые декорации» и гитарные идеи Инго в сочетании фидбеками Хейко добавили еще больше остроты.
(фидбек — В радиотехнике „обратной связью“ называется эффект, возникающий при попадании звука из динамика в микрофон или звукосниматель — звук закольцовывается, и микрофон или инструмент начинает „заводиться“, то есть — звучать беспрерывно.)
Песню, кстати, исполняет Оливер, и этот факт, по словам Маркуса, один из особых моментов в истории создания этого альбома, т.к. это первая песня с Оли, как ведущего вокалиста. Также некоторые небольшие технические детали, делают ее не такой простой, как кажется изначально.
A PICTURE OF LIFE
Это была первая песня, записанная в студии с Дэном Лаксманом. До этого, группа работала только с аналоговым оборудованием, с характерным «трением и шипением» ленты, а в Synsound Studio была «бесшумная» 32х дорожечная «цифровая машина».
Вот как охарактеризовал Маркус эту песню: «В 80х СПИД был как раз на пике, это было время страха, отчуждения и бесчисленных драм. Такие фильмы, как «Филадельфия», в ужасной манере иллюстрировали, как болезнь вызвала социальную реакцию и изоляцию, разрушая не только непосредственно самих больных, но и их семьи. Это чувство, ледяной холод, грусть, проходит через весь трек, переплетаясь с превосходным барабанным программированием Оли, которое он сделал на Simmons SDX».
LES RUES
Хайко был очарован французским языком, когда работал над этим треком, хотя сам ни слова не говорил по-французски. Маркус пробовал переводить «скетчи» Хайко, но вскоре понял, что лучше обратится к профессионалу в этой области. Дэн порекомендовал пригласить солиста из своей группы Telex, Майкла Моэрса (Michael Moers), который тоже писал слова песен для своей группы. Все стало получатся неплохо и вскоре «правильные» слова для песни были найдены. Майкл записал все на магнитофон, как и свои рекомендации, но когда группа послушала, что он им передал, то все поняли, что нашли как раз то, что искали. Соответственно в песне звучит голос именно Майкла, группа решила ничего не менять на той записи. Кроме этого Майкл сыграл достаточно значимую роль и в другой ипостаси, как фотограф.
«Les Rues» стал определенным этапом для группы. Они думали, как добавить струнных инструментов в трек, и сделать это именно «вживую», но где взять квартет и реальную партитуру для них? И поэтому не решались вступить на «чужую» территорию. Вновь помог Дэн. Он позвонил «классическому» композитору и музыканту Уолтеру Хусу (или Гусу (Walter Hus), да все равно :)), который cмог перевести «неловкие попытки Хайко для маленького струнного квартета в волшебную область музыки». Дэн также добавил различные наложения, как вишенку на пирожнное. По окончании получилась песня, сочетающая в себе электронное и струнное звучание одновременно, украшенная гармониками и вокалистом, говорящим на иностранном языке… Как в итоге прокомментировала трек группа: «Это была каледоскопичная работа, которая скрыта от всех завесой студийной сессионной работы, не похожая ни на одну из других песен.»
RUE DE MOORSLEDE
Небольшой короткий инструментальный трек по названию улицы, где находилась студия.
Это трек-посвящение, благодарность тому месту, где записывали альбом и провели отличное время в Брюсселе с прекрасными людьми.
У ребят был небольшой DAT-рекордер (на то время новинка), на который они записывали различные семплы и звуки, типа шагов за дверью и т.п.
Группа так прокомментировала эту инструменталку: «Название Moorsuphon является конечно полной фальсификацией. Базовый звук был создан с помощью впечатляющего звукового монстра FM-синтезатора, стойки, укомплектованной восемью модулями Yamaha TX816, примерно сопоставимыми со сложностью восьми DX-7 синтезаторов. Разнообразие голосов, международные разногласия и расстройство, породили интересную текстуру, которая вдохновила нас дать соунду собственное имя.»
В Штатах все выходило несколько позже. Сингл «Love is a Shield» был выпущен в США только летом, и только осенью сам альбом. В это же время он был выпущен и в других, более чем двадцати, странах мира. Как обычно в Штатах выходят более расширенные издания синглов, с большим количеством ремиксов. Особенно удались ремиксы Уильяму Орбиту (William Orbit). Как сказали музыканты: «Он открыл нам реально классный подход к тому, как сделать трек более танцевальным».
Особенно им понравилась DUB-версия, где голос Маркуса был смешан с женским вокалом. Как им казалось «это было своеобразное чувство услышать странный голос в нашей песне». Хочется отметить, что это действительно классный ремикс, особенно, если учесть время, когда он вышел. Я впервые его услышал в 1997-м году, на сборнике «We Stroke The Flames», и до сих пор слушаю обе версии с удовольствием, очень «бодрящие». Также есть «Ambient Remix,» и во время работы над этой «оперой» и он мне «зашел»! Прямо — камуфляж животворящий….:) DUB здесь!
А что же мы забыли? А забыли мы про один прекрасный день …
ONE FINE DAY
В октябре в Германии выходит следующий сингл «One Fine Day».
Маркус хотел написать песню для гобоя. Он начал с ксилофона, который играл у него часами, затем он играл и пел вместе с ним. Так рождалась «One Fine Day».
Как рассказывал позднее Маркус: «Песня, которую я закончил, была с такими разнообразными элементами, и была настолько богата эмоциями, что я сам безмерно чувствовал сильную эмоциональную связь с ней. Оли внес свой вклад, записав достаточно сложные и блестящие ударные, а в студии Хайко предложил нам отразить вокальное вступление и гитару Инго. То что Инго сделал со всеми этими «обратными» гитарами и мелодиями, это было абсолютно потрясающе».
Видео на этот сингл было выпущено прямо перед началом первого концертного тура. Сам клип снимался на выступлении в Метрополе (Берлин) 5 ноября 1989 года. Как позднее вспоминали члены группы: «Увидеть восточногерманскую телевизионную группу, вот что больше всего поразило нас в этот вечер. Они обратились за разрешением поехать в западный Берлин и, как обычно, не ожидали, что получат его. Это было почти удивительно, что они смогли посетить нас без каких-либо проблем всего за четыре дня до того, как берлинская стена наконец пала. Как вспоминали впоследствии ребята: «Хотя это произошло уже очень давно, мы все еще часто говорим об этом «прекрасном дне»».
Би-сайдом выступала KLING KLANG.
Записывать эту песню, было для группы в новинку, т.к. это была первая ночная сессия в студии. Также запоминающимся моментом был тот факт, что все звуки создавались массивной модульной системой Moog, которую Дэн Лаксман специально реанимировал, впервые за многие годы.
Со слов коллектива: «Эта песня – трибьют (посвящение), группе из Дюссельдорфа, чье звучание было таким особенным и вдохновленным, что мы, как группа, захотели создавать электронную музыку сами». Как вы понимаете этой группой был — «Kraftwerk». Как сказал Маркус, Крафтверк оказал на них очень сильное влияние. Сам трек был записан уже после сведения альбома, когда группа вернулась в студию, чтобы сделать и записать небольшие изменения для сингловой версии «One Fine Day». С одной стороны, они были счастливы вернуться туда, где им было уютно и комфортно работать, с другой стороны запланированный выход из группы Оли расстраивал. Эти дни в Брюсселе были последними, когда все трое вместе могли бесконечно проводить время друг с другом.
Она реально прямо «Крафтверк».
После выхода альбома и удачного первого сингла, группа поинтересовалась у лейбла возможностью проведения концертного тура. А так как выпуск обоих синглов дал возможность группе появиться на германском телевидении, группа стала узнаваемой, то и возможность концертного тура была реальна, как никогда.
Наконец группа отправляется в свой первый концертный тур, который имел огромный успех. С ними в турне также отправляются и Инго Ито, и Томс Дёрр, и Карин, также им помогает с электроникой на сцене Робин Локсли, Джеймс Гертер (James Herter, тоже участвовал в записи альбома) отвечает за микшерский пульт, Маркус Эйзел был тур-менеджером, и доукомплектовали тур-группу, старым приятелем всех членов (еще с детства), Холгером Миджем, ответственным за рекламу.
Финальный концерт состоялся в ноябре 1989 года в Бетинг-Биссингзхем спорт холле (Bietigheim-Bissingen Sport Hall). Кто-то из состава «тур-группы» уже даже открыл шампанское, в то время пока играла последняя песня. По словам участников, это было очень эмоционально, наверное самый волнующий момент всего тура, играть в зале, где проводились спортивные мероприятия, в которых они сами участвовали несколькими годами ранее, да еще перед лицом своих друзей и семей.
Для них троих, однако это означало и окончание целого этапа. Оливер покидал группу. Вспоминая это все трое говорят, что «это был шаг, который мы все трое считаем теперь преждевременным».
После почти трех лет в различных поездках для промоушена, съемок и сразу после первого успешного концертного тура, Оливер все-таки, как и обещал, покидает группу. Как раз настало время сделать «небольшой перерыв и «выдохнуть», чтобы затем заново найти себя.» Интересно, что после этого первого тура, когда Оливер покинул группу, песня «Sooner Than We Think» более никогда не исполнялась на концертах, т.к. «мы чувствовали, что была неотделима от его голоса».
Надеюсь, вам тоже было интересно.
Всем хорошей музыки и настроения
PS Это треш конечно, только привык…а тут бац, обновление, ни в кого не хочу кинуть «помидором», но при добавлении медиа дважды подвисло и в итоге потерялись все мои правки…. Сохраняйте копии! Теперь есть такая возможность и на сайте! Треш конечно не в обновлении, а в том, что все пропали все правки…
Но очень здорово, что появился предпросмотр и черновик. Будем привыкать и учится пользоваться. В любом случае — спасибо «работающим» над сайтом.
Огромное спасибо за продолжение о данной группе!!!!
Спасибо большое!
Как музыка, мне эта группа не очень заходила всегда. Но как история музыкального направления Синти, очень интересна.
СПАСИБО!
Отличный материал, и очень интересные факты!